МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 24

Соответственно во второй половине XX в. ощутимо возросла численность общин в диаспоре, прежде всего, в Бразилии и Аргентине (соответственно 436 и 305 тыс. человек на 2014 г.), а также в других странах Южной и Северной Америки, Австралии, Европы, так что в настоящще время она составляет уже больше половины общей численности мелькитов. С конца XIX в. началось активное изучение истории Мелькитской католической церкви. Многочисленные статьи, посвящённые различным аспектам её прошедшей и текущей жизни, регулярно публиковались в журналах «аль-Машрик» (Бейрут, на арабском языке), «Échos d'Orient» (Париж, на французском языке), СИППО и др. К числу известных исследователям деятелей Мелькитской католической церкви ХХ в., которые внесли весомый вклад в изучение её исторического и литературного наследия (включая мелькитскую традицию до раскола 1724 г.), относятся василианин Константин Баша (1870–1948 гг.), автор двухтомного труда по истории Мелькитской католической церкви; собиратель и издатель древних рукописей Хабиб Зайят (1871–1954 гг.); Кирилл Королевский (Каралевский; Ж.Ф.Ж. Шарон; 1878–1959 гг.), в 1902 г. рукоположённый во священника Мелькитской католической церкви с именем Кирилл, но перешедший в 1909 г. в юрисдикцию Украинской греко-католической церкви, член комиссии по составлению Кодекса канонов Восточных церквей, автор трёхтомной истории Мелькитской католической церкви; Неофит Эдельби (1920–1995 гг.), архиепископ Халебский (с 1968 г.); Жозеф Насралла (1911–1993 гг.), патриарший экзарх во Франции, кюре церкви Сен-Жюльен-ле-Повр в Париже и представитель патриарха Мелькитской католической церкви при французском правительстве, автор многотомного очерка по истории мелькитской литературы; архимандрит Игнатий Дик, генеральный викарий Халебского архиепископства. Во второй половине XX – начале XXI вв. в отличие от предшествующих столетий отношения Мелькитской католической церкви с православными церквами, прежде всего, с Антиохийской православной церковью, стали носить позитивный характер. В 1964 г. патриарх Максим IV Саига дважды (в январе в Иерусалиме и в июне в Стамбуле) встречался с православным Константинопольским патриархом Афинагором I.В 1995 г. была основана двусторонняя комиссия по диалогу между Мелькитской католической церковью и Антиохийской православной церковью; с обеих сторон было выражено желание преодолеть раскол 1724 г. Патриарх Григорий III поддерживал дружественные отношения с православным Антиохийским патриархом Игнатием IV (с группой мелькитского духовенства присутствовал на его отпевании 9 декабря 2012 г. в Бейруте) и сохраняет их с его преемником Иоанном Х (присутствовал на его интронизации 10 февраля 2012 г. в Дамаске). В 1975–1976, 1996 и 2014 гг. патриархи Мелькитской католической церкви и Антиохийской православной церкви обменивались взаимными визитами, участвуя в заседаниях Синода приглашающей стороны. События гражданской войны, начавшейся в 2011 г. в Сирии, и резкое повышение террористической угрозы на Ближнем Востоке способствовали консолидации православных, католических и нехалкидонских церквей в регионе. Так, 14 апреля 2014 г. патриархи Григорий III и Иоанн Х в сопровождении духовенства других конфессий посетили после освобождения сирийское селение Маалула, где находится древний мелькитский монастырь мучеников Сергия и Вакха (Мар-Саркис).

 



 
PR-CY.ru