МАЙОЛЬ - Страница 2

Житие Майоля открывается повествованием о монахах, пострадавших от сарацинов в Леринском монастыре (см. Лерен): их мученическая смерть, подобно целомудрию («бескровному мученичеству») клюнийцев, была жертвой, открывшей монахам путь к спасению. В Житии подчёркивается важность единения монахов с аббатом, которое ведёт к единению с Христом. В соответствии с представлениями об особой роли монашества в обществе агиографы делали акцент на деятельности Майоля как наставника мирян, вдохновителя «Крестового похода» против провансальских сарацинов, советника императоров (внимание, которое уделено отношениям Майоля с династией Оттонов, согласуется с политикой его преемника Одилона, заинтересованного в укреплении сотрудничества с императором). По мнению Доминика Ионья-Пра, в Житии заметно влияние идей христианского платонизма, заимствованных из сочинений Иоанна Скота Эриугены и Хейрика Осерского. В рукописях к пространному Житию приложены проповедь о Майоле, составленная, в основном, из фрагментов «Перифюсеона» Эриугены, трактата Августина Блаженного «О святом девстве», гомилии в честь святого Иоанна Реомского и сочинений Хейрика Осерского (проповедь в день памяти святого Германа и сказание о чудесах святого Германа), а также стихотворение «Избрание господина Одилона». Тексты Жития и приложенных к нему сочинений получили распространение только в клюнийских монастырях; большинство из девяти известных исследователям рукописей относится к XI–XII вв. В XII в. в аббатстве святого Марциала в Лиможе была составлена особая редакция Жития Майоля, в которой совмещены тексты раннего Жития и пространного Жития. В 1031 или 1033 г. аббат Одилон составил новое Житие Майоля, сохранившееся в трёх версиях. Одилон стремился не столько изложить биографию святого (для этого он отсылает читателей к пространному Житию), сколько описать его добродетели. Вводная часть Жития посвящена значению деятельности святых, которые хранили истинную веру, укрепляли и защищали церковь. Отождествляя святость и монашеский подвиг, Одилон представляет монахов как духовных наследников апостолов и мучеников (происхождение монашества возводится к пророку Илии и святому Иоанну Крестителю). Агиограф прослеживает преемственность аскетической традиции от святого Бенедикта, создателя универсального общежительного устава, и клюнийскими монахами). Пример Майоля, идеального наставника монахов, показывает, что святость всегда присутствует в церкви: в нём воплотились все добродетели, и исполнились заповеди блаженства. Являясь усердным последователем святых, Майоль стал мудрым учителем для всех своих современников. Одилон указывает, прежде всего, на высокую репутацию Майоля, перечисляя императоров, королей и других правителей, которые чтили святого и руководствовались его советами. После кончины Майоля его святость была подтверждена чудесами, которые совершались у его гробницы. В дополненной версии Жития повествуется также о пленении святого сарацинами, которое стало поводом для их изгнания из Прованса. Изгнание сарацинов и победа Фульхерия, отца Майоля, над волком-людоедом рассматриваются как аллегории победы Христа над сатаной. Житие, составленное Одилоном, получило в бенедиктинских монастырях более широкое распространение, чем ранние тексты (исследователям известно двадцать рукописей).

 



 
PR-CY.ru