МАЙОЛЬ

МАЙОЛЬ (около 910 – 994 гг.) – четвёртый аббат монастыря Клюини (с 954 г.), святой (память в Западной церкви 11 мая). Основные сведения о Майоле содержатся в агиографических сочинениях, созданных монахами Клюнийской конгрегации при аббате Одилоне (994 – 1048/1049 гг.). Согласно Доминику Ионья-Пра, самое раннее Житие Майоля было составлено вскоре после кончины святого в клюнийском приорате в Павии. В Житии описываются события из жизни Майоля в хронологическом порядке; в композиционном центре произведения помещён рассказ о пленении святого сарацинами; вторую часть Жития составляют описания чудес Майоля и повествование о его кончине. Текст не получил широкого распространения. Между 999 и 1010 гг. на его основе было составлено пространное Житие Майоля в трёх книгах. В рукописях вместе с Житием помещены тексты, связанные с историей его создания: «Послание господина Сира господину аббату Одилону» (в нём упоминается о составлении Жития монахом Сиром по инициативе некоего Варнерия), «Стихи господина Рембальда» (в них сообщается о том, что сочинение Сира отредактировал монах Альдебальд) или четверостишие «Aspicis, Israhel» (акростих с именем Альдебальда). По мнению Доминика Ионья-Пра, Сир, скорее всего, был автором, Альдебальд – редактором текста. Монахи Варнерий, Альдебальд и Сир, трудившиеся в канцелярии и скриптории аббатства Клюни во второй половине X – начале XI вв., занимали видное положение в монашеской общине после кончины Майоля. Рембальд, по мнению исследователей, был насельником аббатства Сен-Бенинь в Дижоне. Указывая на использование агиографами сочинений Хейрика Осерского, прежде всего, стихотворного Жития святого Германа, Доминик Ионья-Пра предположил, что в создании пространного Жития Майоля принимал участие Хельдрик (ум. в 1010 г.), ученик святого, аббат монастырей Сен-Жермен в Осере (с 989 г.), Флавиньи (с 989/990 г.) и Сен-Жан в Реоме (с 1003 г.). Другие исследователи высказали сомнения относительно некоторых выводов Доминика Ионья-Пра, но согласились с тем, что пространное Житие, вероятно, было составлено в Клюни вскоре после кончины Майоля группой его учеников. В пространном Житии содержится подробное повествование о жизни Майоля до избрания аббатом Клюни (первая книга; только в этой части произведения сделана попытка соблюсти хронологический порядок повествования), его деяниях во главе монашеской общины, в том числе о совершённых им чудесах, а также о его добродетелях (вторая книга); третья книга посвящена пленению Майоля сарацинами, его отношениям с императором Оттноном II и его матерью Адельгейдой, чудесам, последним годам жизни и кончине святого. В Житии приведено развёрнутое обоснование клюнийской идеологии «монашеской теократии». Монашество представлено как высший слой общества, призванного руководить людьми, хранить мир и порядок. Близость монахов к Богу обусловлена их нравственным совершенством, которое выражалось, прежде всего, в их целомудрии, а также в смирении, учёности и молитвенном созерцании. Клюнийское монашество рассматривалось как продолжение «апостольской общины» и земное отражение сонма ангелов Небесного Иерусалима.

 



 
PR-CY.ru