МАВР - Страница 7

Пётр Диакон считал святых Бенедикта, Мавра и Плацида основателями Монте-Кассино, описывал их заступничество за обитель. В его «Книге о происхождении и кончине праведников Кассинской киновии» эпитома Жития Мавра следует сразу после Жития святого Бенедикта. Около 1130 г. по образцу Жития Мавра, написанного Одоном из Гланфёя, Пётр Диакон составил Житие Плацида, который якобы стал основоположником бенедиктинского монашества на Сицилии. Как и Одон, Пётр приписал Житие вымышленному автору – Гордиану, ученику святого Бенедикта. Для того чтобы подкрепить притязания Монте-Кассино на статус важнейшего монастыря Европы, аббат Сениорект (1127–1137 гг.) и Пётр Диакон при поддержке антипапы Анаклета II попытались установить контроль над аббатством Гланфёй, которому папа Урбан II (1088–1099 гг.) даровал независимость от аббатства Фосе (1096 г.). С этого времени и до начала XIII в. настоятель Гланфёя именовался «кардинал-аббат» («cardinalis abbas»). По словам Петра Диакона, в 1133 г. Дрогон, аббат Гланфёя, прибыл в Монте-Кассино, где на заседании капитула его ознакомили с несколькими сфабрикованными документами. Из них следовало, что папа Адриан I (772–795 гг.) и император Карл Великий подчинили Гланфёй аббатству Монте-Кассино. Аббат Дрогон, нуждавшийся в поддержке монте-кассинцев из-за конфликта с епископом Анже, признал зависимость своей обители от главного бенедиктинского аббатства. За это с санкции Анаклета II ему был поручен надзор за всеми французскими монастырями (vicariatus per totam Galliam). Тогда же при участии Петра Диакона были созданы подложные папские буллы и другие документы, подтверждавшие зависимость французских монастырей от Монте-Кассино, а также интерполированная версия сказания Одона о чудесах Мавра. Власть аббата Монте-Кассино над Гланфёем признавалась до середины XIII в., когда монастырь был включён в юрисдикцию епископа Анже. В Средние века и Новое время монастырь Фосе, где хранились мощи Мавра, был известным местом паломничества. Так, в январе 1377 г. император Карл IV посетил обитель, чтобы поклониться мощам Мавра. Во время Столетней войны (1337–1453 гг.) монастырь неоднократно подвергался разорению. По инициативе Парижского епископа Жана дю Белле (1532–1551 гг.) французский король Франциск I обратился к папе Клименту VII (1523–1534 гг.) с просьбой преобразовать аббатство в коллегиальную церковь, чтобы включить монастырские владения в домен епископской кафедры. В 1533 г. ходатайство было удовлетворено. В 1749 г. капитул Фосе был упразднён, каноники переведены в капитул Сен-Луи-дю-Лувр, а монастырские здания впоследствии разрушены. С 1750 г. мощи Мавра хранились в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, где размещался центр французской бенедиктинской конгрегации святого Мавра, основанной в 1621 г. (см. Мавристы). В годы Французской революции (1789–1799 гг.) монастырь Сен-Жермен-де-Пре был закрыт, в ноябре 1793 г. уничтожено церковное убранство и святыни, в том числе мощи Мавр. Аббатство Гланфёй, также закрытое во время революции, было восстановлено в 1890 г. бенедиктинцами из Солема, но из-за антиклерикальной политики французского правительства монахам пришлось покинуть страну (1901 г.). В 1909 г. они основали аббатство святых Маврикия и Мавра в Клерво (Люксембург). В действующей редакции «Римского Мартиролога» указано поминовение двух святых по имени Мавр: ученика святого Бенедикта (5 октября, вместе со святым Плацидом) и аббата монастыря Гланфёй (15 января). Согласно календарю бенедиктинской конфедерации (1975 г.), поминовение Мавра и Плацида совершается 15 января.



 
PR-CY.ru