МАВР - Страница 5

После кончины святого монастырь Гланфёй якобы прекратил существовать; лишь в IX в. он был заново основан насельниками Фосе, которые с этого времени контролировали обитель (в проповеди умалчивается о том, что Гланфёй был восстановлен усилиями графа Роргона и других представителей местной знати). Особое внимание уделено перенесению мощей Мавра в Фосе по указанию Карла Лысого и описанию торжественной встречи святыни епископом Энеем, духовенством и жителями Парижа; в заключение сообщается об освящении новой монастырской церкви, которое возглавил Парижский епископ Гумберт из Вержи (1030–1060 гг.). С этого времени в скриптории аббатства Фосе создавались рукописи с текстами Жития Мавра, других агиографических сказаний и проповедей о святом. Среди этих манускриптов исследователи выделяют рукопись около 1100 г. с циклом миниатюр, иллюстрирующих Житие святого. Образ Мавра был особенно важен для клюнийской историографии (см. ст. Клюнийская конгрегация), в которой святому приписывалась роль «посредника» между святым Бенедиктом, «отцом монахов», и французскими бенедиктинцами. В Житии святого Майоля, составленном клюнийским аббатом Одилоном (около 1030 г.), приведён своеобразный очерк истории монашества, призванный доказать преемственность святого Бенедикта и насельников Клюни. Когда бенедиктинская традиция, принесённая Мавром в Галлию, пришла в упадок, клюнийцы, следуя заветам святого Бенедикта, восстановили монашескую дисциплину и ввели строгое соблюдение устава. Преемственность от Мавра к клюнийцам более подробно прослеживается в Житии святого Гуго, приора монастыря Анзи-ле-Дюк, и в «Истории» монаха Родульфа Глабера. В этих источниках сообщается, что после кончины Мавра его ученики покинули Гланфёй в страхе перед нападением врагов и нашли убежище в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп в области Пуату. Когда монашеская дисциплина пришла в упадок, и преемники Мавра перестали следовать бенедиктинскому уставу, благочестивые монахи, в том числе святой Гуго, «перенесли» традицию, восходившую к святому Бенедикту, в аббатство святого Мартина в Отёне. Там Бернон, впоследствии ставший первым аббатом Клюни, научился соблюдению устава и передал традицию своим преемникам. В XII в. клюнийцы использовали предание о Мавре в полемике с цистерцианцами, которые обвиняли их в искажении наследия святого Бенедикта. Аббат Пётр Достопочтенный в письмах католическому святому Бернарду Клервоскому утверждал, что Мавр не принуждал монахов заниматься физическим трудом и разрешал монастырское землевладение. Руперт Дойцский в комментарии к Уставу святого Бенедикта (1125 г.) опровергал обвинение в том, что клюнийцы нарушали устав, накопив богатства и пренебрегая физическим трудом, сконцентрировавшись лишь на богослужении. По его словам, Мавр, как сообщается в его Житии, принимал подношения верующих для обители, чтобы монахи не отвлекались от молитвы и созерцания.

 



 
PR-CY.ru