МАВР - Страница 6

Около 1135 г. историк Ордерик Виталий, повествуя о споре клюнийцев с цистерцианцами, привёл легенду о том, что Мавр смягчил требования устава для галльских монахов из-за суровых природных условий. По его мнению, впоследствии бенедиктинская традиция Мавра и его учеников смешалась с обычаями ирландского монашества, принесёнными в Галлию святым Колумбаном. Цистерцианцы также восприняли представление о Мавре как о духовном преемнике святого Бенедикта. В сочинении «Большое начало Сито» (около 1200 г.) утверждается, что Мавр принёс в Галлию универсальный общежительный устав, составленный святым Бенедиктом. В эпоху вторжений норманнов многие монастыри были разорены, и монашеская дисциплина пришла в упадок. Бенедиктинскую традицию возродили клюнийцы, но впоследствии они стали искажать устав и вводить различные послабления. Точное соблюдение устава «восстановил» святой Роберт из Молема, основатель Ордена цистерцианцев. Таким образом, цистерцианцы также считали себя законными преемниками бенедиктинской монашеской традиции, происхождение которой связывали с миссией Мавра. Клюнийцы способствовали распространению почитания Мавра в Италии. Святой Одилон прислал в аббатство Монте-Кассино кость руки святого в серебряном реликварии. Одним из ранних свидетельств почитания Мавра в обители, по мнению исследователей, является стихотворный панегирик Мавру, который приписывается Лаврентию, архиепископу Амальфи (ум. в 1049/1050 г.). Эпохой расцвета Монте-Кассино считается период правления аббата Дезидерия II (1058 с1085 гг.; впоследствии папа Римский Виктор III; 1086–1087 гг.), который уделял особое внимание укреплению почитания местных святых и возвращению монастырю статуса важнейшего центра бенедиктинской монашеской традиции. По его указанию в связи со строительством новой монастырской базилики (освящена 1 октября 1071 г. папой Александром II; 1061–1073 гг.) был создан иллюминированный лекционарий с чтениями для вигилий праздников святых Бенедикта, Мавра и Схоластики. Исследователи отмечают, что текст Жития Мавра сопровождается 28 миниатюрами со сценами жизни и чудес святого, выполненными под влиянием византийской живописи. Иллюстрации были призваны подчеркнуть особое положение Мавра среди учеников святого Бенедикта, его послушание, самоотречение и способность творить чудеса, благодаря которым святой Бенедикт выбрал его своим заместителем. Отправившись в Галлию, Мавр стал «апостолом» бенедиктинской традиции, а затем – «патриархом» французского монашества; в иконографии миниатюр он уподобляется не только святому Бенедикту, но и Самому Христу. Кардинал Лев Остийский, бывший монастырский библиотекарь, описывал Мавра как старшего ученика святого Бенедикта, который способствовал широкому распространению бенедиктинской традиции общежительного монашества (ordo et regularis disciplinae norma).

 



 
PR-CY.ru