МАВР - Страница 4

Мощи Мавра были торжественно внесены в монастырь 13 ноября 868 г. епископом Энеем Парижским; в следующем году Карл Лысый посетил обитель, чтобы помолиться перед мощами святого, и преподнёс монахам богатые дары. В X в. почитание Мавра как ближайшего ученика святого Бенедикта получило широкое распространение среди европейского монашества. Поминовение Мавра указано в мартирологе Узуарда под 15 января. Самая ранняя богослужебная книга, в которой содержатся молитвы мессы в день памяти святого (15 января), – сакраментарий бенедиктинского аббатства Сен-Пер-ан-Валле в Шартре (вторая половина X в.; рукопись утрачена). В 988 г. король Гуго Капет (987–996 гг.) и граф Бурхард Парижский попросили святого Майоля, аббата Клюни, укрепить дисциплину и восстановить соблюдение устава в монастыре Фосе. Реформированное аббатство Фосе стало важнейшим центром почитания Мавра. В грамоте короля Роберта Благочестивого от 19 апреля 997 г. Мавр впервые назван среди святых покровителей монастыря, упоминается о его мощах, которые почивали в обители. Вскоре почитание Мавра было заимствовано клюнийцами: поминовение святого указано в самом раннем клюнийском лекционарии оффиция (X в.); согласно более поздним свидетельствам, в день памяти Мавра было положено 12 чтений из его Жития. В XI в. в Клюни хранилась рука Мавра; другая рука святого находилась в аббатстве Флёри. Около 1000 г. Аймоин из Флёри включил сведения о Мавре в «Историю франков». Во второй половине XI в. Фулькой из Бове составил стихотворную версию Жития святого. К этой же эпохе исследователи относят самые ранние сохранившиеся изображения Мавра – вместе со святыми Бенедиктом и Плацидом на фресках пещерного монастыря «грот Спасителя» в Валлерано (провинция Витербо; предположительно вторая половина X в.) и в композиции «Святой Бенедикт посылает Мавра на помощь Плациду» в нижнем храме римской базилики Сан-Кризогоно (по мнению исследователей, середина XI в.). После перенесения мощей Мавра Гланфёй превратился в небольшой приорат, подчинённый аббатству Фосе, но при этом остался местом паломничества. Так, в 996 г. монастырь посетил святой Адальберт, архиепископ Пражский. На рубеже X и XI вв. в Гланфёй прибыл Фульк Нерра (ум. в 1040 г.), граф Анжуйский, который по совету Рено, епископа Анже, решил восстановить обитель и вернуть ей былое величие. Фульк Нерра и его сын граф Жоффруа Мартель (1040–1060 гг.) оказывали покровительство монастырю. В 1036 г. Губерт Вандомский, епископ Анже, в присутствии Одона III, аббата Фосе, освятил новую монастырскую церковь Спасителя. По мнению исследователей, восстановление обители графами Анжу вызвало беспокойство насельников Фосе, которые опасались, что Гланфёй вновь станет основным центром почитания Мавра. Об этом свидетельствует проповедь в день перенесения мощей святого (13 ноября), составленная в Фосе, скорее всего, по мнению исследователей, при аббате Одоне III (1029 – 1038/1039 гг.). В проповеди аббатство Фосе представлено как обитель, в которой бережно сохранялись духовное наследие Мавра и его чудотворные мощи.

 



 
PR-CY.ru