МАНУИЛ, САВЕЛ и ИСМАИЛ - Страница 5

В православном искусстве образы этих святых исследователи встречают в лицевых византийских Минологиях с XI в. – в Минологии из монастыря Сан-Сальваторе в Мессине, принесённом Константином Ласкарисом в XV в. из Константинополя; в греческих Минологиях XI–XII вв. (Исторический музей). На миниатюрах они больше всего похожи на изображения трёх отроков «в пещи огненной»: все в одинаковых восточных одеждах, с разведёнными в стороны руками, поднятыми в жесте орации, в персидских маленьких шапочках, все молодые и безбородые с кудрявыми пышными волосами. Этот тип характерен для образов святых и в стенописи – в росписях базилики Протата (около 1290 г., мастер Мануил Панселин), Успенской церкви в Грачанице (около 1320 г.). Все трое изображены в южной части храма, усечение мучеников мечом – в северо-западном куполе. Сцену усечения исследователи встречают также в росписях Георгиевской церкви Старо-Нагоричино (1317 г.), церкви Святой Троицы в монастыре Козия (1390/1391 г.), церкви святителя Николая в Пелинове (1717–1718 гг.). Фигура Мануила, стоящего рядом со св. Иаковом Персянином, входит в состав декора церкви Вознесения Господня в Дечанах (1348–1350 гг.) – оба с крестами в руках, на Мануиле шапка с двойной опушкой. Савел и Исмаил представлены на соседнем столбе в том же ярусе, в платье, на Савеле сочетаются красный и лиловый цвета, в платье на Исмаиле – зелёный и красный, на головах шапки. Фигура Мануила входит в чин мучеников в росписи кафоликона монастыря Ватопед (1312 г.), в чин преподобных – в росписи трапезной монастыря Хиландар (первая четверть XIV в.). В поствизантийских росписях Афона святые представлены в минейных циклах – в нартексе кафоликона монастыря Дионисиат (1546/1547 г., мастер Дзордзис Критский), или в сонме святых в наосе, как в росписях кафоликона Великой Лавры (1556/1557 г., мастер Феофан Критянин). На миниатюре византийского Минология Димитрия Палеолога (1322–1340 гг.) под 17 июня показано усечение главы молодого святого, рядом с ним на фоне гор – средовек и юноша, на полях миниатюры подписи с именами, Савел и Исмаил. Все трое изображены как средовеки, в плащах – в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, конец XV в.). В иконописных подлинниках отмечался молодой возраст святых – «млади все», Мануил подобен Димитрию Солунскому, ему следовало писать шапку, как у пророка Даниила; все несли в руке по кресту. Согласно подписи одежды братьев сочетали в разных вариантах синий и красный цвета. В Строгановском лицевом подлиннике Мануил, как и его спутники, изображён юношей с короткими волосами, в шапочке, как у пророка Даниила и трёх отроков. Согласно подписи, в одеждах братьев варьировались синий и красный цвета. Академик Виктор Доримедонтович Фартусов рекомендовал (1910 г.) писать святых как братьев, в одеждах персидских воинов, без лат: Мануила, как средовека с круглой бородой, Савела – моложе, с малой бородой, а Исмаила – с едва пробивающейся бородой.



 
PR-CY.ru