МАНУИЛ, САВЕЛ и ИСМАИЛ - Страница 3

В случае принятия такого объяснения исследователям придётся признать, что тексты двух Мученичеств составлены почти через сто лет после казни братьев. Это с трудом согласуется с тем, что их почитание возникло довольно рано. Так, уже через 30 лет после их мученической кончины император Феодосий I Великий построил в Константинополе храм во имя Мануила, Савела и Исмаила, как полагают исследователи, на месте казни святых, т.е. близ стен Константина. По некоторым сведениям, неподалёку находилась также церковь пророка Елисея или Илии, однако точную локализацию этого храма, где, скорее всего, хранились мощи трёх мучеников, исследователи считают невозможной. Дальнейшая судьба мощей также неизвестна. Персидский поход Юлиана, который закончился гибелью императора, подробно описан в источниках. Но в исторических произведениях посольство Мануила, Савела и Исмаила не упомянуто. По предположению А.В. Муравьёва, Юлиан вёл переговоры не с персами, а с арабскими племенами, чтобы найти себе союзников в борьбе с Персией. Таким образом, братья-мученики, как полагают исследователи, были не персидского, а арабского происхождения, о чём косвенно свидетельствуют и их семитские имена. Мученичество Мануила, Савела и Исмаила может являться, по мнению исследователей, источником сведений о римско-арабских отношениях в период правления Юлиана Отступника, а события, описанные в агиографических текстах, отражают следующую ситуацию, по версии А.В. Муравьёва: некий арабский военачальник хотел заключить союз с римлянами против Персии, и, зная, что они, в основном, исповедуют христианство, отправил к ним посольство, состоящее из христиан, не учтя изменения политики Юлиана Отступника в отношении государственной религии, из-за чего дипломатическая миссия окончилась трагически. Отсутствие упоминаний среди историков об этом посольстве и о казни послов, по мнению исследователей, говорит о том, что для хронистов это был незначительный эпизод. Относительно того, какой из источников о мученичестве братьев содержит наиболее раннюю по времени информацию, единого мнения у исследователей нет. Исследователи не сомневаются, что «Acta vetera» отражают очень древние сведения, но допускают, что Симеон Метафраст также использовал при составлении своего текста некий древний несохранившийся источник. Память Мануила, Савела и Исмаила отмечается в Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение Константинополя IX–XI вв., 17 июня без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Мануил, Савел и Исмаил не упоминаются, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторический музей, XII в.) под 17 июня содержится служба Мануилу, Савелу и Исмаилу, включающая минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов и седален. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, 17 июня совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропарём; указан отпустительный тропарь Мануилу, Савелу и Исмаилу; на вечерне на «Господи, воззвах» назначается цикл стихир Мануилу, Савелу и Исмаилу, на стиховне к стихирам Октоиха прибавляется самогласен Мануилу, Савелу и Исмаилу; на утрене назначаются два канона Октоиха и канон Мануилу, Савелу и Исмаилу, после третьей песни канона – седален, после шестой – кондак Мануилу, Савелу и Исмаилу; на литургии прокимен, аллилуиарий и причастен Мануилу, Савелу и Исмаилу, Апостол и Евангелие рядовые.

 



 
PR-CY.ru