МАНУИЛ, САВЕЛ и ИСМАИЛ - Страница 4

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-италийскую редакцию Студийского устава, 17 июня Мануилу, Савелу и Исмаилу назначается тот же отпустительный тропарь, что и в Евергетидском Типиконе (подробно богослужение не описано). В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава (XII–XIII вв.) память Мануила, Савела и Исмаила отмечается 17 июня (указан только отпустительный тропарь четвёртого гласа). Такие же указания содержатся в Типиконе сербского архиепископа Никодима 1319 г. В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. помимо отпустительного тропаря помещён кондак Мануилу, Савелу и Исмаилу второго гласа. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 17 июня не отмечено каким-либо знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); богослужебное последование Мануила, Савела и Исмаила описано подробно: указаны отпустительный тропарь и кондак, на вечерне святым назначаются цикл стихир-подобнов и самогласен; на утрене назначается канон восьмого гласа, седален и светилен; на литургии указан прокимен Пс. 67:36, Апостол Еф. 6:10–17, аллилуиарий Пс. 33:18, Евангелие Лк. 21:12–19 и причастен Пс. 32:1. Такие же указания содержатся в изданиях Типикона 1633, 1641, 1682 гг. (последнее лежит в основе современного Типикона РПЦ). Последование Мануила, Савела и Исмаила, содержащееся в современной греческой Минее, включает только цикл стихир-подобнов и самогласен на вечерне, поскольку основная служба в этот день поётся в честь мучеников Исавра, Василия, Иннокентия и др. Тем не менее, в греческой Минее на май-июнь, изданной в Риме в 1900 г., под 17 мая помещено полное богослужебное последование Мануила, Савела и Исмаила. Богослужебное последование Мануила, Савела и Исмаила, помещённое в современных русских богослужебных книгах и греческой Минее (Рим, 1900 г.), включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа; кондак второго гласа с икосом (в современной греческой Минее отсутствует, хотя содержится уже в первопечатном греческом Типиконе 1545 г.); канон (в греческой Минее помещён анонимно, но у исследователей есть основания считать его автором Феофана Начертанного ) с акростихом «Братский трисветлый восхваляю светильник» плагального второго (т.е. шестого) гласа, ирмос (начало: «От востока радуясь»); анонимный канон без акростиха восьмого гласа, ирмос (греческий оригинал этого канона cо второй песнью и большим числом тропарей сохранился в греческих рукописях, принадлежит перу Константинопольского патриарха Германа I или, возможно, Андрея Критского); два цикла стихир-подобнов (в греческой Минее только один), седален (разные в греческой и русской Минее); светилен (только в русской). По рукописям исследователям известны песнопения Мануилу, Савелу и Исмаилу, не вошедшие в современные богослужебные книги: кондак четвёртого гласа с икосом (по мнению исследователей, этот кондак принадлежит перу Романа Сладкопевца), дополнительный икос; канон с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом «Мануила, Савела, Исмаила ревностно почитаю» четвёртого гласа, ирмос (начало: «Мучеников трисветлая»); канон авторства Георгия с акростихом «Песнь скромная мученикам Георгия» плагального второго (т.е. шестого) гласа, ирмос (начало: «Яко податель мудрости»); три цикла стихир-подобнов, четыре самогласна.

 



 
PR-CY.ru