МАНУИЛ, САВЕЛ и ИСМАИЛ

МАНУИЛ, САВЕЛ и ИСМАИЛ (ум. в 362/363 г.) – мученики Персидские (Халкидонские; память 17 июня). Сведения о мученичестве трёх братьев сохранились в нескольких источниках: 1) Мученичество, изданное болландистом Даниилом Папебруком в «Acta Sanctorum» (известно в научной традиции как «Acta vetera»); 2) Мученичество, составленное Симеоном Метафрастом (издавалось неоднократно, последний раз – Васлием Васильевичем Латышевым); 3) Мученичество, опубликованное тем же исследователем; 4) неизданное краткое Мученичество. Согласно агиографическим источникам, Мануил, Савел и Исмаил были родными братьями, происходили из знатного персидского рода. Их отец был приверженцем персидской религии (зороастризм), а мать – христианкой. В христианском благочестии она воспитала и сыновей. Крещение братья приняли от пресвитера по имени Евник. Достигнув зрелого возраста, они поступили на военную службу к царю Аламундару; это имя приводится у Симеона Метафраста; в «Acta vetera» имя царя – Валтан (в некоторых списках – Валан). Вскоре братья были посланы к императору Юлиану Отступнику (361–363 гг.) для заключения мирного договора. В то время император находился в Халкидоне близ Константинополя, в местности под названием Тригон, где по его распоряжению происходило большое языческое празднество. Мануил, Савел и Исмаил держались в стороне от нечестивых торжеств и молились о заблудших язычниках. Не обнаружив среди празднующих персидских послов, Юлиан велел разыскать их и привести к нему, чтобы они разделили с ним торжество. Но посланники ответили постельничему императора, который передал им приглашение, что считают идолов бесами и никогда не отступятся от христианской веры. Получив такой ответ, Юлиан пришёл в ярость и приказал взять Мануила, Савела и Исмаила под стражу, но не допрашивать и не предавать мучениям, чтобы не омрачать торжеств. На следующий день император вменил посланникам в вину, что они не хотят выполнять свою служебную миссию – заключить мир, и попытался воздействовать на них дипломатическими средствами. Юлиан удивился тому, что представители Персии, где почитаются солнце и огонь (культ Ахура Мазды), не поклоняются римским богам солнца и огня ни по причине схожести верований, ни по причине своих служебных обязанностей. Отказом принести жертву богам они способствуют возобновлению вражды и препятствуют заключению мира. Мануил, Савел и Исмаил ответили через переводчика, что они прибыли к Юлиану не ради религиозных споров, а для подписания документа о ненарушении границ и о свободной торговле, таким образом, Юлиан сам препятствует заключению этого договора, поскольку вместо политических условий обсуждает их религию и принуждает участвовать в празднике, который чужд их вере. Юлиан упрекнул братьев, не говоривших по-гречески, в невежестве и в незнании языческой религии, которую они отвергают, сообщив, что он сам отказался от евангельского учения именно потому, что подробно изучил христианское богословие. Мануил, Савел и Исмаил ответили, что это безумие – отвергнуть Бога Живого, чтобы поклоняться мёртвым каменным изваяниям. Разгневанный Юлиан приказал раздеть посланников и бить ремнями, затем подвесить к дереву и строгать железными крючьями. Мученики непрестанно молились, и им явился Ангел Господень, который даровал святым нечувствительность к боли.

 



 
PR-CY.ru