ЛАШКАРЁВ Пётр Александрович - Страница 6

В номоканонах церковное право предстаёт столь законченной системой, что, по словам П.А. Лашкарёва, устраняет для церкви потребность в новой кодификации законодательства. В диссертации П.А. Лашкарёв впервые в области российского канонического права предпринял попытку обоснования «легитимности верховной императорской власти в византийской Церкви с точки зрения самой Церкви». По мнению П.А. Лашкарёва, несмотря на то, что теократическое устройство государственной жизни «не было в духе западных народов древнего мира», религиозным чувством народа правители Рима «дорожили более всего», а римский народ являлся наиболее морализованным и религиозным из всех народов Древнего мира. Даже придерживаясь скептических взглядов, римляне осознавали, что безбожие угрожает разрушением основ социального порядка, и отводили «религии первенствующее значение в порядке государственном и гражданском и к ней сводили все добродетели», по образцу Моисея, но без иудейского сознания религиозной исключительности. П.А. Лашкарёв полагал, что «государственное право Рима… сообразовывало свои законы с требованиями религиозного чувства народного, если только эти требования не нарушали открыто требований справедливости и честности». Более того, считал, что, «верная заповеданному Христом и воспитанному в ней апостолами подчинению властям государственным, [церковь] в самые тяжёлые для неё времена гонений сохраняла к ним полную преданность, пока от неё не требовали что-нибудь противное благочестию, а со времени обращения в христианство императоров приняла от последних внешнее благоустройство, действуя в порядке его согласно их воле и законам». По его мнению, и в период гонений в христианской среде оставалось неизменным «глубокое убеждение в провиденциальной важности государственного авторитета в порядке земной жизни человека, в безответности властей во всём, что ни делают они в пределах права и законов, и в ответственности их только перед судом Божиим в таких случаях, когда они преступают границы права и законов». Однако христианство представлялось властям изменой Риму, и его древним обычаям, и это, с точки зрения П.А. Лашкарёва, недоумение послужило причиной гонений, в первую очередь, со стороны императоров-«традиционалистов». Гонения, по его мнению, поднимали общий уровень христианской нравственности и содействовали распространению христианства. Согласно П.А. Лашкарёву, христианская церковь была «обязана твёрдой организацией своего собственного права» власти императора Константина I Великого и его преемников, «применявших к христианству начала древнеримского религиозно-государственного права». П.А. Лашкарёв подробно останавливался на апологии христианства Тертуллиана и принятии новой веры императором Константином I Великим. По замечанию Николая Никаноровича Глубоковского, П.А. Лашкарёв «старался научно аргументировать, что всё «право нашей Церкви… есть продукт так называемой античной цивилизации, резко отличающейся от современной нам цивилизации народов европейских», ибо «по инициативе императора Константина христианство навсегда обратилось в национальную религию Рима, получило все те права, какими пользовалась у римлян национальная религия в порядке государственном и гражданском. ...В результате всего «церковные права» оказываются просто приспособительной модификацией старых религиозно-юридических норм, которые в своей глубине лишены специально-христианской независимости и, конечно, чужды всякой конфессиональной натуральности» («Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии». М., 2002 г.).

 



 
PR-CY.ru