ЛАШКАРЁВ Пётр Александрович - Страница 5

П.А. Лашкарёв отмечал, что, «по учению христианства, человек соответственно природе своей был призван к разумно-свободному общению с Творцом этой природы, которое должно было выразиться в соблюдении божественной заповеди, данной ему для свободного с его стороны исполнения». Далее автор рассматривал условия, способствовавшие учреждению церкви с целью спасения человека при «чрезвычайном содействии божественном», а также её отношение к порядку человеческой жизни, в частности, к государственным институтам. П.А. Лашкарёв указывал на основы церковного права, «независимые от исторически сложившегося порядка человеческого общежития», составляющие «исключительную область действования Церкви». Вместе с тем, – подчеркивал П.А. Лашкарёв, – «за исключением лишь того, что относилось к богопочитанию, Церковь с первых же пор появления и действий своих в среде человечества отнюдь не отрывает своих членов от естественной всему человечеству почвы, не выделяет и не обособляет их из общего правового порядка человеческой жизни». Вторая глава посвящена истории образования церковного права и его видам: собственно-церковному праву и церковно-гражданскому. Под каноническим правом («собственно-церковным») П.А. Лашкарёв понимал «законы, данные Церкви Божественным её Основателем непосредственно или через Его апостолов, или установленные самой Церковью в пределах полномочий, предоставленных ей заповедями божественными или и законами государственными, но применительно к её основанной на божественных заповедях компетенции». Законы как положительные определения, соединённые с внешней церковной санкцией, называются канонами, отсюда и название – «каноническое право». Это право придаёт церковному праву гражданскую санкцию и стоит на более широкой почве, принимая в соображение интересы «всякого человеческого создания». Церковно-гражданские законы определяют положение и деятельность церкви в государстве. П.А. Лашкарёв выделял подразделения церковного права по его основам (естественное, Божественное, историческое), по форме (писаное и неписаное, или положительное и обычное; учёное, т.е. появившееся путём научной разработки), по времени (апостольское, древнее, IV–IX вв., и новое), по действию (общее и частное), по действительному применению его законов в данное время (действующее и недействующее), по его предметам или отношениям (публичное и частное; внутреннее и внешнее; личное, вещное и судебное или административное и судебное). В третьей главе подробно анализируются памятники церковного законодательства трёх главных периодов: 1) первых трёх веков христианства (Правила святых апостолов и Постановления апостольские – П.А. Лашкарёв считал их происхождение более поздним); 2) с IV до IX вв. (законодательная деятельность Вселенских Соборов; императорское законодательство по предметам веры и церкви, начиная со времени правления императора Константина I Великого, особенно императора Юстиниана I; сборники церковного права на Востоке, прежде всего, номоканоны, и на Западе); 3) после Х в. (канонические сборники на Востоке, Западе и в России).

 



 
PR-CY.ru