ЛАШКАРЁВ Пётр Александрович - Страница 4

Особенно подробно автор останавливается на возникновении различных типов христианских храмов, начиная с апостольских времён и до XIX в.: усыпальниц, базилик, византийских (где базилика приспособлена для христианского богослужения, а «восточный вкус» соединяется с классическим) и западноевропейских (из которых, по П.А. Лашкарёву, «только стиль готический заслуживает серьёзного внимания по своеобразности производимого им впечатления»), русских храмов, приближающихся к византийским: «Само христианство, чтобы быть понятным, говорит каждому народу на родном его сердцу языке». П.А. Лашкарёв отмечал, что у русских плотников любимыми кровельными формами были шатёр и бочка, преобразованная в закомару. Эволюция «византийского» плана храмов в России происходила с середины XVI в. через пристройку приделов и трапезы, соединившей с церковью колокольню. «Всё богатство изобретения и свобода художественной мысли, характеризующие русское зодчество», – писал П.А. Лашкарёв, – воплотились в соборе Покрова на Рву в Москве, ставшем вершиной «русско-византийского стиля». П.А. Лашкарёв отмечал, что первые церкви в стиле возрождения в России появились в Москве в конце XVII в., но своё господство как в гражданском, так и в церковном зодчестве этот стиль получил при Петре I благодаря зодчим из Голландии и Италии, затем был поддержан Академией художеств и мастерами, призванными из Франции и Италии. «Только в отдалённых от столиц местностях, особенно в сёлах, не принадлежавших вельможным владельцам, строились церкви по старинному обычаю, хотя – не со старинным искусством... лучшие силы были отвлечены... господствовавшим направлением». П.А. Лашкарёв рассматривал собрание образцовых проектов 1824 г. и разработку новых планов, составленных «по примеру древних православных церквей», с которых «снова начинается поворот к русско-византийскому стилю». Деятельность П.А. Лашкарёва, связанная с церковной историей и правом, пришлась на время оформления византиноведения как отечественной научной дисциплины. Он обратился к правовой тематике, рассматривая её на примере государственно-церковных отношений в Римской империи и Византии. Историческая реконструкция модели отношений церкви и государства была окончательно оформлена П.А. Лашкарёвым в работе на соискание степени доктора (к защите представлена в 1887 г.). Изданная в Киеве в виде книги в 1886 г. (второе издание, исправленное и дополненное: «Право церковное в его основах, видах и источниках: Из чтений по церковному праву». СПб.; Киев, 1889 г.), она была рекомендована Учебным комитетом при Синоде как пособие для семинарий. В первой главе П.А. Лашкарёв исследовал основы церковного права, прослеживая связь исторически данного права с историей человеческих союзов; останавливался на нравственном законе и «естественном правосудии» как источниках права; говорил о воздействии на естественное право божественного или исторического законов; приводил различные мнения по поводу происхождения религиозных институтов, их естественных основ и значения религии в человеческом общежитии.

 



 
PR-CY.ru