ЛАШКАРЁВ Пётр Александрович - Страница 3

При одновременном реставрационном ремонте Великой лаврской церкви оказалось, что к древнейшим частям здания относятся главная и северная апсиды, западная стена и включённая позднее в общий объём собора соседняя церковь святого Иоанна Предтечи, по образцу древнего фонаря которой были возведены купола Великой церкви П.А. Лашкарёв пришёл к выводу о происхождении трещины главной апсиды, сопоставив летописные данные о землетрясении 1230 г. с натурным обследованием. В Успенском соборе в Переяславе (памятнике, связанном с событием Рады 1654 г.) П.А. Лашкарёв совместно с членом Церковно-археологического общества архитектором Владимиром Николаевичем Николаевым обнаружил остатки сооружения 1098 г., времени князя Владимира Мономаха – полукруглую восточную стену и примыкающие к ней части прямоугольника. Кладка этой части оказалась аналогичной кладке древних киевских церквей – на Кудрявце и Васильевской (Трёхсвятительской). Только на основании планов и фотографий собора в Каневе П.А. Лашкарёв в 1891 г. выделил древние части сооружения (1144 г.) и привёл в качестве аналога Кирилловскую церковь в Киеве. Регулярные наблюдения и их систематический анализ позволили П.А. Лашкарёву в том числе выявить особенности развития композиции планов крупных домонгольских храмов Киева, а также воссоздать убранство фасадов и первоначальные формы кровель, в частности, посводное покрытие «полукружиями»-закомарами. Обобщающие работы П.А. Лашкарёва по архитектуре X–XI вв. исследователи рассматривают как опыт написания истории киевского зодчества домонгольского периода. П.А. Лашкарёв впервые обратил внимание на деятельность Киевского митрополита Петра (Могилы), «незабвенного восстановителя и сохранителя киевской старины», который стремился поддерживать разрушенные древние киевские храмы, руководствуясь «преданиями историческими, обращавшими их в общую святыню народа русского», и минимально достраивать их с целью возобновления богослужения. Исследователи отмечают, что работы П.А. Лашкарёва в области церковной археологии были подготовлены в соответствии с европейской традицией и отличаются серьёзной теоретической базой. В оригинальной по содержанию работе «Религиозная монументальность» П.А. Лашкарёв подробно рассматривает символику религиозных монументов, напоминающих человеку о Боге, начиная с древнейших времён, и даёт определение стиля как «совокупности характеристических признаков в плане, конструкции и украшениях, отличающих ряды христианских монументов известного народа, известной исторической эпохи» («Труды Киевской Духовной Академии». 1866 г.).

 



 
PR-CY.ru