ЛУЦИФЕР - Страница 4

Луцифер – автор пяти полемических трактатов, написанных в ссылке (между 355 и 361 гг.) и направленных против императора Констанция II и арианских епископов: «De regibus apostaticis» («О царях-отступниках»; между 356 и 358 гг.), «De non conveniendo cum haereticis» («О том, что нельзя сходиться с еретиками»; между 356 и 358 гг.), «De Athanasio» («Об Афанасии»; между 358 и 360 гг.), «De non parcendo in Deum delinquentibus» («О том, что нельзя прощать прегрешивших против Бога»; 359/360 г.), «Moriundum esse pro Dei Filio» («Подобает умереть за Сына Божия»; 360/361 г.). Также сохранились два письма Луцифера. Первое адресовано Евсевию Верцелльскому и подписано не только Луцифером, но и другими легатами Римского епископа Либерия – пресвитером Панкратием и диаконом Иларием. Второе является ответом на письмо вельможи Флоренция, в котором тот просит подтвердить авторство посланных императору Констанцию II полемических сочинений: Луцифер подтверждает, что именно он является автором данных текстов. По мнению исследователей, Луцифер был в большей мере полемистом, чем богословом: всё его творчество сосредоточено на борьбе с еретиками-арианами и их покровителем – императором Констанцием II. Луцифер не делал различия между учением Ария и воззрениями своих реальных оппонентов – сторонников евсевианско-омийского течения и приписывал последним, а также императору радикальный тринитарный субординационизм: веру в то, что Бог Сын и Святой Дух были сотворены из ничего и было время, когда не было Сына. В своих ересеологических построениях Луцифер доходил до того, что сближал веру Констанция II даже с динамистскими доктринами Павла Самосатского и Фотина Сирмийского. Исследователи отмечают, что богословские воззрения Луцифера не отличаются разработанностью и оригинальностью: он ограничивается исповеданием веры в совершенное единство Божества и сущности Пресвятой Троицы. Судя по всему, Луцифер, по мнению исследователей, не проводил различия между понятиями «сущность» и «ипостась», используя для их передачи (в переводе на латинский язык Никейского Символа веры) слово «substantia». Бог Сын, по учению Луцифера, вечно соцарствует Богу Отцу. Воплощение Сына Божия не ставил под вопрос Его равенство с Богом Отцом и совершается добровольно ради человеческого спасения. Точной фиксацией правой апостольской и евангельской веры Луцифер считал Символ Никейского Собора, а основным её защитником – Афанасия I Великого.

 



 
PR-CY.ru