ЛУЦИФЕР

ЛУЦИФЕР, Lucifer Calaritanus (ум. около 370 г.) – епископ Каралитанский (Калаританский, Каралисский), церковный деятель и писатель IV в. Сведения о жизни Луцифера содержатся в источниках IV в.: в письмах Римского епископа Либерия, в сочинениях «История ариан к монахам», «Защитительное слово о бегстве своём» и «Томос к антиохийцам» Афанасия I Великого, «Книга против императора Констанция» и «Книга к августу Констанцию» Илария Пиктавийского, «О преставлении брата Сотира» Амвросия Медиоланского и в апологетическом сочинении двух луциферианских пресвитеров Марцеллина и Фаустина («Libellus precum», 383/384 г.), обращённом к императорам Валентиниану II, Феодосию I Великому и Аркадию. Краткая заметка о Луцифере есть также в трактате «О знаменитых мужах», а упоминание о его смерти – в «Хронике» Иеронима Стридонского. Кроме того, Иероним Стридонский написал «Разговор против луцифериан» (это сочинение, содержащее оценки деятельности Луцифера, представляет собой диалог православного и луциферианина-раскольника). Свидетельства о Луцифере есть в трудах церковных историков IV–V вв. Руфина Аквилейского, Сульпиция Севера, Сократа Схолатсика, Созомена и Феодорита Кирского. О раннем периоде жизни Луцифера ничего доподлинно не известно. Исследователи полагают, что он родился на рубеже III и IV вв. Между 343 и 353 гг. стал епископом сардинского города Каралис. Афанасий I Великий называет Луцифера «митрополитом сардинских островов». Сардиния наряду с Сицилией, Южной и Центральной Италией входила в IV в. в юрисдикцию Римской кафедры, а епископы этих регионов могли даже выступать в роли легатов Римского епископа. Именно с подобной миссией связано первое упоминание Луцифера в источниках. В 353 или 354 г. Луцифер вместе с клириками Римской церкви пресвитером Панкратием и диаконом Иларием был послан Римским епископом Либерием к императору Констанцию II (337–361 гг.). Вопрос о местонахождении в этот момент императора вызывает дискуссии в научной литературе: одни исследователи полагают, что встреча императора и легатов произошла в Арелате, другие – в Медиолане. Целью посольства были передача императору Констанцию II послания Римского епископа Либерия и проведение переговоров о созыве представительного Собора для разрешения волновавших церковь арианских споров. Легаты также смогли заручиться поддержкой епископа города Верцеллы Евсевия, который впоследствии станет одним из главных защитников никейской веры на Западе.

 



 
PR-CY.ru