ЛЬВОВСКИЙ СОБОР - Страница 8

Нередко также ставилась под сомнение степень искренности униатских священников, которые поддержали Инициативную группу якобы только из страха перед репрессиями со стороны властей. В качестве подтверждения этого приводится высказывание Г.Ф. Костельника в письме патриарху Алексию I (Симанскому) от 3 октября 1945 г. о том, что «только очень небольшой процент между нашими священниками, присоединившимися к «Инициативной группе», сделали это по убеждению. Таких священников нет, вероятно, и 50. Другие сделали это потому, что «нет иного выхода» из образовавшегося положения... Но если бы не было нажима со стороны государства, то наверняка в нынешних условиях даже 50 священников не нашлось бы таких, какие хотели бы «разрушить» греко-католическую церковь, чтобы преобразовать её в православную...». Правда, тут же глава Инициативной группы оговаривается: «Это, конечно, ещё не означает, что все эти священники являются на 100% папистами (приверженцами папы)» (Государственный архив Российской Федерации). В действительности в западно-украинском обществе были объективно сильны антикатолические настроения и симпатии к православию. Многие оппоненты Инициативной группы выступали не столько в защиту унии, сколько против открытого вмешательства советских властей в процесс воссоединения греко-католиков с православием. Особенно негативно униатское духовенство и паства воспринимали аресты епископов и авторитетных клириков УГКЦ, что серьёзно дискредитировало Инициативную группу, на которую её оппоненты напрямую возлагали ответственность за проводимые властями репрессии. Серьёзные возражения вызывали и навязываемые властями сжатые сроки завершения ликвидации унии. Как писал один из противников Инициативной группы: «Собор – это отрицательный шаг. Объединение осуществляется очень быстро и под натиском власти. Лучше было бы это сделать постепенно» (Львовский областной государственный архив). Исследователи призывают учитывать, что глава Инициативной группы сам призывал «действовать осторожно и строго выдерживать эволюционные темпы осуществления православия в униатской церкви», за что представители властей обвиняли Г.Ф. Костельника в «недостаточной оперативности» и «попытках затянуть воссоединение», торопили с проведением Собора. Львовский Собор открылся 8 марта 1946 г. в 10 часов 30 минут в помещении львовского собора во имя святого Георгия. Собор начался молебном о ниспослании Святого Духа, после чего протоиерей Г.Ф. Костельник занял место председателя, объявил Собор официально открытым и огласил порядок его работы. Затем слово было предоставлено епископу Антонию (Пельвецкому). Он посвятил свой доклад деятельности Инициативной группы с момента её создания и до начала Собора, созванного для того, чтобы «в новых условиях нашей государственной жизни, когда украинский народ соединился, пересмотреть постановления Брестского собора 1596 г. и решить вопрос нашего воссоединения с Православной Церковью».

 



 
PR-CY.ru