ЛИТАНИЯ - Страница 2

Во время шествий клир и народ, судя по проповедям Авита Вьеннского, пели только псалмы и «preces», молитвы же, обращённые к разным святым, не читались. В галликанских литургических книгах представлены молитвы и чтения для мессы трёх дней, в некоторых рукописях к ним прибавлены особые молитвы и коллекты святым Петру, Павлу, Стефану, Мартину и Григорию. На всю Галлию традиция совершать «Rogationes» была распространена правилом 27 Аврелианского (Орлеанского) Собора 511 г. Однако покаянный характер «Rogationes» противоречил праздничному характеру пасхального периода, поэтому в иных традициях литании были перенесены на другое время. Так, во втором каноне Герундского (Жиронского) Собора 517 г. предписывалось совершать литании в четверг, пятницу и субботу перед Пятидесятницей. В амвросианской традиции литании («triduum litaniarum» или «litania triduana») принято устраивать в понедельник, вторник и среду после Вознесения. В Риме трёхдневные «Rogationes» по галликанскому обычаю стали совершать только в начале IX в. по указу папы Римского Льва III: в понедельник шествие направлялось из базилики Девы Марии (Санта-Мария-Маджоре) в Латеранскую базилику, во вторник – из «титульной» церкви святой Сабины (Санта-Сабина) в базилику святого Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура), в среду – из базилики Святого Креста (Санта-Кроче-ин-Джерузалемме) в базилику святого Лаврентия (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура). Поскольку в Риме уже существовала практика проведения так называемой Великой литании 25 апреля, «Rogationes» получили наименование Малой литании, причём антифоны и коллекты для нового чинопоследования были частично заимствованы из чина Великой литании. Великая литания под таким названием известна исследователям в Риме, по крайней мере, с 598 г. (сохранилась хартия с объявлением о предстоящем празднике). Шествие начиналось от «титульной» церкви святого Лаврентия (Сан-Лоренцо-ин-Лучина), проходило по Фламиниевой дороге с остановкой у базилики святого Валентина за стенами близ Мульвийского моста, затем пересекало реку Тибр и двигалось по направлению к Ватикану, чтобы завершиться службой в базилике святого Петра (самый ранний маршрут восстанавливается по рубрикам в «Сакраментарии Григория»; в начале этого пути было совершено нападение на папу Льва III). Дата праздника и маршрут процессии указывают на то, что Великая литания стала заменой языческого праздника Робигалии, связанного с молениями об урожае зерновых. Валафрид Страбон отмечал, что Великая литания была установлена папой Римским Григорием I Великим в самом начале его понтификата после наводнения и по причине смерти от тяжёлой болезни его предшественника папы Пелагия II (ум. в 590 г.). При этом Валафрид Страбон ссылался на сообщение Павла Диакона, в котором в действительности речь шла о другой литании, установленной папой Римским Григорием I Великим, так называемой Septiformis. Хотя Валафрид Страбон разделял эти два вида литании, последующие толкователи богослужения полагали, что речь идёт об одном установлении. В связи с распространением римского обряда в Галлии в литургических книгах VIII в. стали отождествлять Великую литанию, совершаемую 25 апреля, с трёхдневными «Rogationes», которые также могли называться Великой литанией, тем более что обе литании попадали на пасхальный период.

 



 
PR-CY.ru