ЛИТАНИЯ - Страница 4

Средневековые авторы считали, что разные виды литании ввёл в практику святой епископ Либерий (ум. в 366 г.). В «Liber pontificalis» сообщается о литании, которую совершил папа Пелагий I (556–561 гг.) из базилики святого Панкратия в базилику святого Петра. После смерти папы Римского Адеодата II в 676 г. литанию в связи с неурожаем совершали ежедневно. При папе Римском Сергии I (687–701 гг.) были введены литании в честь четырёх Богородичных праздников (Пурификации (Сретения), Благовещения, Успения и Рождества Девы Марии), шествия совершались из церкви святого Адриана в базилику Санта-Мария-Маджоре. Папа Римский Стефан II (752–757 гг.) постановил совершать литании каждую субботу поочерёдно в базиликах Санта-Мария-Маджоре, святого Петра и святого Павла. Каждый новопоставленный епископ, согласно документу из «Liber diurnus», давал обещание участвовать в литании дважды в месяц вместе со своим клиром. В других регионах количество литаний также постепенно возрастало. Например, папаРимский Григорий I Великий пишет о литаниях, совершавшихся в дни памяти Иоанна Крестителя, апостола Петра и святого Аполлинария в Равенне. Канон 18 (17) Турского Собора 567 г. установил особые литании для январских календ, третий канон Герундского (Жиронского) Собора 517 г. предписал совершать вторую литанию в ноябре, а первый канон пятого Толедского Собора 636 г. – трёхдневные литании в декабре, шестой канон семнадцатого Толедского Собора 694 г. утвердил ежемесячное совершение литании. После реформ второго Ватиканского Собора Великая и Малая литании не были отменены, но назначение времени проведения литаний и определение порядка их совершения перешли в ведение местных епископских конференций (motu proprio папы Павла VI от 14 февраля 1969 г.; инструкция «Calendaria particularia» Конгрегации богослужения от 24 июня 1970 г.). Хотя чинопоследования этих дней введены не во все литургические книги, многие приходы продолжают совершать Великую и Малую литании регулярно в соответствии с тридентской традицией. В узком смысле литанией всем святым («litania omnium sanctorum») принято называть молитвы, содержащие обширные списки имён святых, к которым обращаются с разными просьбами («ora pro nobis»). Классическая (тридентская) форма литании начинается с трёхкратного «Kyrie», обращения к Лицам Пресвятой Троицы (с рефреном «Miserere nobis»), к святым по ликам, начиная с Пресвятой Девы (с рефреном «Ora pro nobis»), прошения об избавлении от различных бед (с рефреном «Libera nos Domine»), интерцессии о церковной иерархии, правителях, народе (с рефреном «Te rogamus audi nos»), трёхкратного «Agnus Dei» (с рефренами «Parce nobis Domine», «Exaudi nos Domine», «Miserere nobis»), трёхкратного «Christe audi nos» и заключительного «Kyrie». Однако на практике формуляр литании всегда изменялся и зависел от целей её совершения (списки имён святых отражали конкретную локальную традицию). Тексты литании святым традиционно помещали в приложениях к Псалтири, в молитвенниках «Libelli precum», Сакраментариях, позже в Процессионалах, Кириалах и т.д. Валафрид Страбон считал, что первые литании всем святым составил Иероним Стридонский. Однако исследования показали, что образцом для составления первых латинских литаний послужили греческие ектении, чему есть документальные подтверждения.

 



 
PR-CY.ru