ЛИТАНИЯ - Страница 3

В каноне 16 Собора в Кловешо 747 г. Великая литания по римскому обычаю была введена в Англии наряду с трёхдневной литанией, которая совершалась прежде «по обычаю предшественников»; при этом Великая литания, которая проводилась 25 апреля, в тексте канона называется «Rogationes». Майнцский Собор 813 г. в каноне 33 Великой литанией по-прежнему называет трёхдневные шествия. Регинон Прюмский, цитируя этот канон, исправляет его, указывая, что Великая литания совершается один день, а трёхдневные покаянные шествия называются «Rogationes». У франков Великую литанию было принято называть римской («litania romana»). Ахенский Синод 836 г. даже специально рассматривал вопрос, надо ли совершать эту литанию, если уже существует практика проведения своих «Rogationes». Окончательно терминология в римской традиции утвердилась в X в., когда в литургических книгах к трёхдневным шествиям стали применять термин «Малая литания». Тем не менее, в амвросианской (североитальянской) традиции Великую литанию принято называть «Litania S. Gregorii или Litaniae Gregorianae». В Англии вплоть до нормандского завоевания, несмотря на соборные постановления, на практике совершалась только трёхдневная литания, которая называлась Великой. К концу XI в. процессия Великой литании в Риме изменила маршрут и разделилась на три шествия – папской курии, клира и народа, а также латеранских каноников. Путь сократился, поскольку удаляться от городских стен было в ту эпоху небезопасно (дороги находились в плохом состоянии), и начинался от базилики Сан-Марко. Папа Римский Григорий I Великий в 590 г. установил в Риме особую покаянную литанию, которая получила название «Septiformis» («Семикратная»): процессии одновременно отправлялись из семи церквей в семи округах Рима. Клирики выходили из церкви святых Космы и Дамиана (шестой регион), аббаты с братией – из церкви святых Протасия и Гервасия (святого Виталия) (четвёртый регион), аббатиссы с монахинями – из церкви святых Марцеллина и Петра (первый регион), дети – из церкви святых Иоанна и Павла (второй регион), миряне – из церкви первомученика Стефана (седьмой регион), вдовы – из церкви святой Евфимии (пятый регион), замужние дамы – из церкви святого Климента (третий регион). Все шествия заканчивались у базилики Санта-Мария-Маджоре. Эта литания совершалась не регулярно, а только в случае бедствий (например, после 590 г. повторилась только в 603 г.). В каролингскую эпоху её стали отождествлять с Великой литанией. По этой причине многие средневековые авторы полагали, что Великая литания была установлена ещё и из-за угрозы нападения врагов, а не только ради молитв об урожае. Кроме того, неверное отождествление повлекло за собой спор о соблюдении поста в этот день. В Ordo L Великая литания описывается так, как должна совершаться литания «Septiformis», но при этом указаны иные пункты отправления: клирики выходят из церкви святого Иоанна Крестителя (Латеранской базилики), мужчины – из базилики мученика Маркелла (Сан-Марчелло-аль-Корсо), монахи – из церкви святых Иоанна и Павла, монахини – из церкви святых Космы и Дамиана, замужние дамы – из базилик Петра и первомученика Стефана, вдовы – из церкви святого Виталия, бедняки и дети – из церкви святой Цецилии (Санта-Чечилия-ин-Трастевере). В Риме совершались и другие литании.

 



 
PR-CY.ru