ЛИТАНИЯ - Страница 6

Сравнение текстов с другими традициями позволило исследователям определить, что для «галликанской» литании характерны вступление с обращением к Лицам Пресвятой Троицы и финальные прошения о мире, благоприятной погоде и т.п. «Италийской» литании свойственны инципит «Exaudi Deus» и рефрен «Intercede pro nobis». В отношении же характерных черт «римской» литании среди учёных нет единого мнения. Исследователи полагают, что «римской» считалась литания, которую, как полагал Ангильберт, пели на пасхальной мессе. Он называет её семи-, пяти- и трёхкратной литанией (septenaria, quinaria, ternaria). Её текст встречается под рубрикой «Литании Великой субботы» в «Цюрихской галликанской Псалтири» с библейскими песнями и молитвами (рубеж IX и X вв.). В «Романо-германском Понтификале» X в. эта литания отмечена в чине крещения, а её название объясняется количеством повторений рефрена певцами. В некоторых локальных традициях она была включена также в чинопоследование вигилии Пятидесятницы. Помимо чина крещения в Великую субботу и Великой и Малой литаний, литания всем святым вошла в состав чинов Ординации, монашеской тонзуры, совершаемой епископом, и чина освящения церкви. Литании включали в состав оффиция. Так, пятый канон Синодов Райсбаха, Фрайзинга и Зальцбурга (800 г.) предписал петь литании всем святым на девятом часе в пост среды и пятницы, за исключением периодов от Рождества Христова до октавы Епифании и от Пасхи до Пятидесятницы, а также праздников Девы Марии, Иоанна Крестителя, 12 апостолов, архангела Михаила, Мартина Турского и приходских праздников. В монашеском оффиции литании читали после первого часа (вместе с семью покаянными псалмами), после третьего (или шестого) часа или перед совершением мессы. Особую категорию использования литании всем святым составляют «Королевские хваления» («Laudes regiae»), известные исследователям с середины VIII в. Они представляют собой молитвы, в которых прославляется Христос как Царь и испрашивается помощь императору, папе, другим правителям и епископам. Такие литании начинаются с трёхкратного восхваления (аккламации): «Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat», далее следует возглашение: «Exaudi Christe» – и прошения о папе, об императоре, о местном архиепископе или епископе, знатных мирянах. Обращения к отдельным святым идут после каждого поминаемого имени с рефреном «tu illum adiuva». «Laudes regiae» возглашались во время обряда коронации, а также присоединялись к «Kyrie» на торжественных мессах, в которых участвовали высокопоставленные лица. Литания всем святым вошла в состав чинопоследования исповеди и чинов для больных и умирающих (исследователи отмечают, что для этих литаний характерен акцент на помощи святых конкретному человеку). В ранних молитвах на исход души («Commendatio animae»), которые примыкают к жанру литании, перечисляются только лики святых. Исследователям известны приватные литании с молитвами о самом себе – «ora/intercedite pro me» (например, в литании из Мондзейской Псалтири отдельные прошения исправлены на личные и используются в ед. ч.). Метрические литании святым для приватного чтения были составлены Рабаном Мавром (ум. в 856 г.) на основе литании галликанского типа. Продолжительная литания-поэма сохранилась среди «Молитв» Ансельма Кентерберийского.

 



 
PR-CY.ru