ЛЕОНТИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 15

В рамках гипотезы о том, что Леонтий Иерусалимский – виднейший богослов первой трети VII в., принадлежавший к палестинской традиции православного богословия, В.М. Лурье высказал мнение о прямом (и, возможно, прижизненном) влиянии Леонтия Иерусалимского на преподобного Максима Исповедника, которого он тоже считает принадлежавшим к палестинской православной традиции. По его мнению, диэнергизм преподобного Максима Исповедника сформировался под влиянием диэнергизма Леонтия Иерусалимского, хотя в целом в Византийской империи это учение было маргинальным. Однако отрывок трактата «Против монофизитов», который приводится в качестве свидетельства о диэнергизме Леонтия Иерусалимского, хотя и не позволяет исключить влияние Леонтия Иерусалимского на формирование учения преподобного Максима Исповедника о двух действиях во Христе, свидетельствует не столько о прямом заимствовании, сколько о развитии и переработке учения предшественников. В полемике с моноэнергистами Софроний Иерусалимский и преподобный Максим Исповедник ни разу не ссылаются на Леонтия Иерусалимского, а цитаты из его сочинений исследователи не встречают ни в одном из известных диэнергистских флорилегиев. В других аспектах христологии влияние Леонтия Иерусалимского на преподобного Максима Исповедника было весьма существенным. Так, в полемике с монофизитами у Леонтия Иерусалимского исследователи встречают следующее утверждение: «Вам придётся допустить, что этих природ, которые во Христе, которые – Христос и в которых Христос существует … по меньшей мере – две!». От встречающегося в этом утверждении выражения Леонтия Иерусалимского, по сути, не отличается дифизитское исповедание преподобного Максима Исповедника, хотя и в несколько других словах: «Из которых, в которых и которые Он есть». Впрочем, именно преподобныйо Максим Исповедник, а не Леонтий Иерусалимский употребляет эту формулу, выражающую во всей полноте халкидонитское исповедание, систематически в полемике как с монофизитами и несторианами, так и с моноэнергистами и монофелитами. Сходное выражение исследователи встречают и у Леонтия Византийского. Широко использует преподобный Максим Исповедник различение, систематически проводимое Леонтием Иерусалимским между различием природ во Христе, которое имело место, и разделением природ, которого в Нём не было. По мнению исследователей, оказало влияние на преподобного Максима Исповедника и учение Леонтия Иерусалимского о числе, которое не разделяет природы во Христе, но свидетельствует об их различии. Исследователи отмечают, что в целом влияние сочинений Леонтия Византийского на христологическую полемику преподобного Максима Исповедника и его учеников было большим, чем сочинений Леонтия Иерусалимского, однако и влияние Леонтия Иерусалимского заметно. Само понятие «воипостасного», употребляемое обоими Леонтиями (причём более последовательно Леонтием Иерусалимским) в двух смыслах – реально существующего и воспринятого в ипостась, именно в этих смыслах исследователи встречают у преподобного Максима Исповедника в его полемике с монофизитами, где был актуален первый смысл, и с несторианами, где был особенно актуален второй.

 



 
PR-CY.ru