ЛЕОНТИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 12

Эти индивидуальные человеческие особенности, отличая Иисуса Христа от других людей, вместе с тем имеют во Христе боголепный характер: рождение непорочное, братья не как у других людей, поскольку Иосиф не был Его настоящим отцом, обрезание вольное и т.д. Все человеческие идиомы (в том числе и личные) преображены во Христе в свете идиомы богосыновства. Так исследователи склонны истолковать учение Леонтия Иерусалимского об усвоении Ипостасью Логоса человеческих идиом. Соответственно и «особенная» человеческая природа Христа обрела своё лицо. «Плоть Христа не получила существования до того, как была образована, но с начала своего бытия обрела своё лицо в Ипостаси Логоса во Христе». Возвращаясь к вопросу, который обсуждался в трактате «Против монофизитов», являются ли природы Христа общими или особенными, в трактате «Против несториан» Леонтий Иерусалимский отвечал, что с точки зрения определения свойств природ или логосов природ они универсальные (или общие), но в другой перспективе они особенные, иначе бы вся Троица воплотилась или же Логос воплотился во всех индивидов человеческой природы. Однако он подчёркивал, что человеческая природа с особенностями не означает ипостась, как учат несториане. Пользуясь образом меча, который опускается в горящее пламя и становится сам раскалённым и огненным, Леонтий Иерусалимский говорил, что Воплощение как восприятие «особенной природы» может быть понято по аналогии: субстанция огня у раскалённого меча и в пламени одна и та же, но огонь меча стал собственным для него и обрел в нём свою ипостась (т.е. основу своего существования). Исследователи считают важным и проведённое Леонтием Иерусалимским различение между ипостасью и её образом бытия. Так, подчёркивая, что Богородица не привела в бытие Ипостась Логоса, но и не родила простого человека Иисуса, Леонтий Иерусалимский говорил, что, «когда Он был рождён от Жены во времени, Он был приведён не в бытие, но лишь в определённый образ бытия». Воплощение здесь толкуется как приобретение Ипостасью Логоса иного образа бытия. Леонтий Иерусалимский говорил не об утрате богосыновства (которое характеризует этот образ изначально), но о включении в первоначальный образ бытия всего того, что связано с восприятием человеческой природы. Однако новая ипостась в Воплощении не появляется. Исследователи подчёркивают, что значительное место в полемике Леонтия Иерусалимского с несторианами занимает учение об обожении, тесно связанное с учением о творении Богом человека. Он называет Бога отцом Адама. Соответственно Воплощение как образование человечества в Ипостаси Логоса мыслится Леонтием Иерусалимским как восстановление этого образа в первоначальной красоте. Именно так (в Ипостаси Бога Слова) человек, павший по наущению дьявола и давший в себе место дьяволу, не только освобождается от греха, но и утверждается в неколебимой святости обожения. Наша обоженная природа во Христе является залогом спасения и обожения всех, кто станут её причастниками. В контексте полемики с несторианами Леонтию Иерусалимскому было важно подчеркнуть, что истинное спасение и обожение человечеству не может доставить никакой человек, который своим подвигом исполнит волю Божью. Только восприятие общей природы в Ипостась Логоса и её непреложное обожение в ней являются залогом спасения людей.

 



 
PR-CY.ru