ЛЕОНТИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 11

Иначе говоря, не было такого времени, когда эта плоть имела бы свои особенности сама по себе помимо Ипостаси Логоса, её появление и воипостазирование этой Ипостасью одновременны. В Воплощении эта Ипостась не соединяется с другой ипостасью, но в дополнение к особенностям божественной природы приобретает особенные свойства человеческой природы. Отвечая на вопрос о том, что же происходит при этом с Ипостасью Логоса, ипостасной особенностью которой изначально является особенность сыновства (т.е. рождения от Отца), Леонтий Иерусалимский подчеркивал, что при Воплощении не только не возникло сложной природы, ибо божество и человечество не соединились через слияние, но и не возникло сложной ипостаси в том смысле, что не произошло соединения двух ипостасей – Бога и человека, «скорее же особое свойство Ипостаси Слова стало более сложным, поскольку после Воплощения в ней соединилось множество простых свойств…, ни природа, ни ипостась Его несложна и неизменяема». Таким образом, в Воплощении произошло соединение особенностей (идиом), а не соединение двух ипостасей в одну (по несторианскому типу) или сложение природ в одну (по монофизитскому). Более того, характер их проявления у Христа иной, как подчеркивал Леонтий Иерусалимский, напоминая, что каждая из таких идиом во Христе «боголепна». Все человеческие идиомы должны особым образом принадлежать всей Ипостаси Логоса воплощённого. Уже в трактате «Против монофизитов» Леонтий Иерусалимский говорил, что «единение можно усмотреть [лишь] по причине обмена особенностями». В полемике же с несторианами это представление уточняется применительно к соединению двух природ в одной Ипостаси Логоса. Сами по себе природы сохраняются, «обмен» происходит на уровне особенностей природ; при этом нет сложения ипостаси с ипостасью (второй ипостаси не возникает), но особенности человеческой природы, индивидуализируемой в Ипостаси Логоса, боголепно усваиваются этой Ипостасью. Из всех возможных формул, описывающих соединение природ в Ипостаси Логоса, Леонтий Иерусалимский предпочитал следующую: «Сложение природ происходит по ипостаси». Смысл этого выражения для него состоит в том, что изначально простая особенность Ипостаси Логоса вследствие восприятия человеческой природы становится «более сложной особенностью Ипостаси Логоса». Как подчёркивает Грилльмайер, сложение здесь переносится в сферу «особенностей», а божественная природа и Ипостась Логоса не подвергаются сложению или изменению. Рассматривая отношение воплощённого Логоса к Отцу и Святому Духу, Леонтий Иерусалимский утверждал, что если Ипостась Логоса прежде Воплощения отличалась от других Ипостасей Троицы своей особенностью рождённости от Отца, то после Воплощения она отличается ещё и множеством человеческих особенностей, как природных, так и личных. Под последними исследователи склонны понимать те особенности человеческой природы во Христе, которые характеризуют не природу в целом (разумность, телесность и т.д.), но то, что относится к Иисусу Христу как к человеку (например, рождение от Девы Марии, наличие братьев, обрезание и т.д.).

 



 
PR-CY.ru