ЛЕОНТИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ - Страница 14

Оценка места наследия Леонтия Иерусалимского в истории православной богословия зависит, по мнению исследователей, от датировки его жизни и деятельности, относительно которой мнения расходятся. Согласно наиболее распространённой версии, по которой Леонтий Иерусалимский (богослов первой половины VI в.) внёс важнейший вклад в формирование православного богословия, сформулированного пятым вселенским Собором, был (наряду с Евфимием Антиохийским и Леонтием Византийским) одним из нескольких богословов-неохалкидонитов, оказавших решающее влияние на императора Юстиниана I Великого. Если же, как утверждает Краусмюллер, Леонтий Иерусалимский был богословом конца VI – первой трети VII в., то он не мог оказать влияние на императора Юстиниана I Великого, но был старшим современником Софрония Иерусалимского и Максима Исповедника (этот вопрос требует дальнейшего исследования). По мнению Грея, влияние Леонтия Иерусалимского на императора Юстиниана I Великого проявилось не сразу, но явно сказалось на эдикте «О правой вере». Дж. Макдоналд, подробно разобравший возможное влияние Леонтия Иерусалимского на императора Юстиниана I Великого, отчасти оспорил мнение Грея, отчасти дополнил его. Он обнаружил многочисленные сходства между сочинениями императора Юстиниана I Великого и Леонтия Иерусалимского, в частности, между «Посланием александрийским монахам» (539–542 гг.) императора Юстиниана I Великого и сочинением Леонтия Иерусалимского «Против монофизитов». Дж. Макдоналд утверждает, что последнее было главным источником для императора Юстиниана I Великого, в особенности по части дифизитского флорилегия. Автор считает, что наблюдавшееся другими исследователями сходство между сочинениями императора Юстиниана I Великого, Леонтия Византийского и Ефрема Антиохийского легче всего объяснить не прямой зависимостью от них, а восприятием императором Юстинианом I Великим богословия Леонтия Иерусалимского. Кроме того, этот исследователь отметил сходство между сочинением Леонтия Иерусалимского «Против несториан» и изложением как несторианской, так и православной позиций в сочинении императора Юстиниана I Великого «Беседа с Павлом Нисибинским». Сходство с трактатом Леонтия Иерусалимского, по его мнению, может быть объяснено двумя способами в зависимости от датировки беседы императора Юстиниана I Великого с Павлом Нисибийским, несторианским епископом из Нисибина. Если сочинение императора Юстиниана I Великого основано на беседе, имевшей место в 561 г., то сходство может происходить от влияния Леонтия Иерусалимского на императора Юстиниана I Великого. Но если беседа имела место в 532 г., то сходство между трактатом Леонтия Иерусалимского «Против несториан» и «Беседой с Павлом Нисибинским» может происходить от того, что Леонтий Иерусалимский использовал материалы реальной беседы для написания отдельных мест сочинения «Против несториан». С этим сочинением императора Юстиниана I Великого содержательно пересекается и эдикт «О правой вере».

 



 
PR-CY.ru