ЛЖЕДМИТРИЙ II - Страница 2

К началу 1610 г. в этой армии насчитывалось 10 тыс. человек, в подавляющей части конных воинов. По размерам наёмному войску лишь немного уступали отряды казаков, численность которых также росла. Если в Северской земле или на северо-западе таких войск не было, то в Подмосковье, вокруг Тушина, стояли крупные военные силы, ещё одна армия во главе с гетманом Яном Сапегой осаждала не желавший подчиниться Лжедмитрию II Троице-Сергиев монастырь. Наёмное войско, заинтересованное, прежде всего, в собственном обогащении и готовое всеми доступными способами добывать средства на своё содержание, скоро стало настоящим бедствием для всех территорий, на которые распространялось его воздействие. Так, довольно скоро стали возникать основания для конфликта между этим войском и населением центра России. В грамотах, рассылавшихся по стране, правительство Василия Ивановича Шуйского обвиняло сторонников Лжедмитрия II в том, что они хотят «злую проклятую латынскую веру утвердити», русских людей «в латынскую веру превратити» («Русский архив». 2012 г.), но эти обвинения не имели под собой оснований. Наёмные войска Лжедмитрия II, среди которых было немало православных «русских» жителей Речи Посполитой, волновала, прежде всего, возможность обогащения, а что касается самозванца и его русского окружения, они явно стремились привлечь православное духовенство на свою сторону. Так, исследователям известно, что, когда Лжедмитрий II ещё находился на юге, он пожаловал Никольскому женскому монастырю в Путивле село Холопково в Новгород-Северском уезде и озеро («Русский архив». 2012 г.). К сожалению, этим исчерпываются сведения об отношениях Лжедмитрия II с духовенством Северской земли, которая была его опорой на протяжении всего правления. Имеющиеся свидетельства, главным образом, из архива гетмана Яна Сапеги, характеризуют отношения Лжедмитрия II с духовенством ряда территорий Замосковного края, которые перешли под власть Лжедмитрия II после осады его войсками Москвы. Октябрём 1608 г. датируется ряд коллективных заявлений населения Суздаля, Ярославля, Вологды о признании Лжедмитрия II. В составлении заявлений участвовало и духовенство во главе с местными архиереями – Суздальским и Вологодским архиепископами («Русский архив». 2012 г.). В отличие от названных городов Ростов оказал сторонникам Лжедмитрия II сильное сопротивление и был взят штурмом, при этом были разграблены храмы, разломана на части золотая рака святителя Леонтия, а митрополит Филарет (Романов) был силой увезён в Тушино («Русский архив». 2012 г.). В Москве Филарета (Романова) считали «пленником». Очевидно, он им был какое-то время, однако не позднее января 1609 г. между ним и Лжедмитрием II было заключено соглашение, по которому Филарет (Романов) стал «наречённым патриархом» – главой православного духовенства во владениях Лжедмитрия II («Русский архив». 2012 г.). Соглашение не было формальностью. Сохранился документ, содержащий сведения о распоряжениях Филарета (Романова) как «наречённого патриарха» протопопу Моисею в Юрьеве-Польском освятить храм Благовещения в киржачском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре. Грамоту скрепил дьяк Филарета (Романова) Григорий Ильин Терпигорев («Русский архив». 2012 г.).

 



 
PR-CY.ru