ЛААХСКОЕ АББАТСТВО СВЯТОЙ МАРИИ - Страница 6

По форме собор представляет собой базилику с колоннами, двумя хорами, тремя нефами и двумя трансептами, увенчанную шестью башнями. Над обоими трансептами высится по башне. На западе от центральной башни с колокольней находятся две более низкие круглые башни; напротив, к восьмиугольной средокрестной башне с востока примыкают две более высокие квадратные башни. Раньше она возвышалась над ними, но после реставрации ей была возвращена плоская крыша в романском стиле. Восточная часть собора была закончена в 1177 г., а западная – в 1230 г. Три боковые башни не имеют ничего внутри, и лишь в северо-западной находится винтовая лестница. В южной круглой башне раньше также находились колокола. Внешние стены украшены лопатками. Особенностью храма исследователи называют также построенный после завершения самого здания парадиз (1225–1235 гг.). Снаружи собор украшен рельефами с мифологическими существами и растительным орнаментом. Таким образом, Лаахский собор построен в традиции крупнейших соборов рейнских городов – Шпайера, Майнца и Вормса. Его внешний вид воплощает романскую идею «Божьей крепости», которую только усиливает сравнительно короткий неф. В структуре здания господствуют чёткие и простые линии. В плане оно образует крест – символ христианства. Западная часть церкви ориентирована на заход солнца – тёмную сторону – и предназначалась для знати («военного сословия»), восточная – на восход, сторону света, и предназначалась для духовенства («учёного сословия»), а находящийся между ними неф был отведён для простонародья – «кормящего сословия». Внутри базилика оформлена также весьма просто, без вычурных декораций и аркад. В начале XIII в. вместо деревянного накатного потолка в среднем нефе появился каменный свод. В восточном хоре, где проводятся мессы, и находятся места для певчих, располагается уникальный алтарь с киворием. Киворий представляет собой покоящийся на колоннах балдахин; он был приобретён аббатом Дитрихом II фон Леменом в 1256 г. В то время он покрывал недавно созданное надгробие основателя монастыря Генриха II фон Лаах, находившееся раньше в клуатре, поскольку неф не был закончен. Теперь же его прах был захоронен неподалёку от четвёртой с запада пары колонн нефа. Усыпальница представляла собой нишу с саркофагом, над которой находилось надгробие с великолепной фигурой Генриха, выполненной из дерева. С XVII в. балдахин осеняет главный алтарь собора. При аббатах Альберте и Грегоре был создан леттнер (алтарная перегородка); в XVII в. он был разрушен, но его скульптурные детали, включая фигуру Самсона, хранятся и сейчас в музее монастыря. При аббате Теодерихе были надстроены в готическом стиле башни – их навершия стали более крутыми, и на них появились карнизы; также при нём в восточном хоре появились окна в раннеготическом стиле.

 



 
PR-CY.ru