ЛААХСКОЕ АББАТСТВО СВЯТОЙ МАРИИ - Страница 5

Хотя собор был возвращён бенедиктинцам лишь в 1924 г., им было разрешено использовать его после того, как они заключили соглашение (simultaneum) с Евангелической церковью о его совместном использовании (впрочем, почти не применявшееся на практике). Вильгельм II, считавшийся хозяином собора, в 1898 г. воздвиг в нём новый алтарь по проекту известного берлинского архитектора Макса Шпитты (разобранный после 1945 г.) и активно участвовал с 1905 г. в мозаичной отделке интерьера собора. По его предписанию в конхе главной апсиды был изображён Христос Пантократор, по образцу апсиды собора в Монреале. Новые здания строились на территории монастыря и в XX в.: в 1901–1913 гг. – П. Людгером Ринклаге, в 1928–1829 гг. – франкфуртским архитектором Мартином Вебером. В 1933 г. на протяжении года в монастыре скрывался под именем «брата Конрада» смещённый со своего поста национал-социалистами кёльнский обер-бургомистр, будущий федеральный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, которому помог настоятель монастыря, его школьный товарищ Идельфонс Хервеген. 12 апреля 1933 г. в аббатстве принёс обет послушника друг Хервегена, теолог Иоганн Пинск. После Второй мировой войны он отстроил заново разрушенную при бомбардировке церковь Матери Скорбящей в Берлин-Ланквитц, в которой служил священником, по образцу Лаахского собора, при этом сделал бывший неф преддверием входа в трансепт, ставший теперь местом богослужения. В это время монастырь насчитывал большое число братьев (182 в 1934 г.), в нём была основана типография «ars liturgica». При аббате Идельфонсе Хервегене монахами активно исследовался процесс литургического богослужения. В 1948 г. был создан собственный институт, посвящённый этой дисциплине. В 1937 и 1956 гг. были начаты два крупных реставрационных проекта, призванные приблизить к первоначальному облику сначала экстерьер, а затем и интерьер Лаахского собора. В 1950 гг. проводились работы под руководством Стефана Лойера, кёльнского профессора церковного строительства и архитектуры, ученика Доминикуса Бёма. Собор Марии Лаах – одно из наиболее сохранившихся и примечательных зданий в романском стиле в Германии. Это связано, прежде всего, с тем, что собор практически не перестраивался в более позднее время. Изменения в готическом стиле (заострённые навершия башен) и барокко (расширенные окна бокового нефа) были убраны в ходе реставрационных работ в XX в. Несмотря на свой возраст, здание выглядит гармоничным и полностью соответствующим своему времени. При постройке монастыря использовался так называемый план святого Галла, представленный на Ахенском синоде 816 г. аббатом монастыря святого Галла Гоцбертом и Бенедиктом Анианским. Для строительства использовались коричнево-жёлтый лаахский туф, белый известняк из Лотарингии, на ранних стадиях – красный песчаник с реки Килль, затем серый туф из Вайберна, авгитовая лава из гор Айфеля. Крыши были первоначально покрыты медью, но в XIX в. она была заменена шифером.

 



 
PR-CY.ru