«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА» - Страница 4

Гораздо более точными исследователи считают реконструкции С. Верхельста и протоиерея Стефануса Алексопулоса, не содержащие, однако, попыток представить полный текст «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова». В частности, С. Алексопулос отметил, что в сравнении с константинопольской литургией Преждеосвящённых Даров «Литургия Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» фактически совершается отдельно от вечерни. Константинопольский чин предполагает, что вечерня, соединённая с Преждеосвящённой литургией, заканчивается чтениями (к которым исследователи относят и сугубую ектению, на полной литургии замыкающую собой Евангелие) и пением «Да исправится молитва моя», после чего с молений об оглашаемых сразу начинается Преждеосвящённая, а заключительная часть вечерни (стихиры на стиховне и проч.) опускается. Согласно же иерусалимским источникам, вечерня перед «Литургией Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» совершалась полностью, включая стихиры на стиховне, причём моления об оглашаемых (которые, как полагают исследователи, читались только на Страстной седмице; во всяком случае, чин полной «Литургии апостола Иакова» их не содержит) служили завершением именно вечерни, после чего молящиеся покидали храм, и только потом начиналась «Литургия Преждеосвящённых Даров апостола Иакова». Впрочем, на это обращал внимание уже Ф.Э. Фундулис, но он, ошибочно, как полагают исследователи, основываясь на привычной константинопольской практике, продолжал считать вечерню и «Литургию Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» единым последованием, хотя, по мнению исследователей, это не так: завершив вечерню в основной базилике – Мартириуме (в Великий вторник – в церкви на Елеонской горе), молящиеся во главе со священнослужителями совершали литию в храме Воскресения Христова, где уже и происходила «Литургия Преждеосвящённых Даров апостола Иакова». Во время литии пели тропарь и кондак, соответствующие дню, а по приходе на место – «Да исправится молитва моя», «Ныне отпущаеши» и сорокакратное «Господи, помилуй» (эти элементы, как полагают исследователи, относящиеся к вечерне, по мнению С. Алексопулоса, необходимо понимать либо как знак константинопольского влияния на чин «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова», либо как следы ещё одной вечерни). Таков устав в Святогробском Типиконе; в грузинском же переводе «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» сначала священник должен совершить полностью вечерню, и тогда после «Отче наш» поётся песнопение на умовение рук, после чего следуют Пс. 33 и тропари «Лик небесный…» со стихами, а о литии не сказано.

 



 
PR-CY.ru