«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА» - Страница 2

При этом «Литургия Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» не упоминается в древнейших иерусалимских источниках: «Паломничестве» Эгерии (конец IV в.; А.А. Дмитриевский пытался объяснить молчание паломницы её неосведомлённостью) и армянской версии иерусалимского Лекционария (отражает практику V в.). В грузинской версии Лекционария (отражает практику V–VIII вв.) указаний о совершении «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» также нет, но в некоторых рукописях исследователи встречают краткое упоминание о вечерней литургии в будние дни пятой и шестой седмиц Великого поста, а поскольку полная литургия в такие дни не могла совершаться, исследователи предполагают, что речь идёт о «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова». В таком случае её появление исследователи готовы датировать VI или даже V в. (с учётом того, что текст богослужебных книг отличается определённой инерционностью), что соответствует времени распространения на Востоке самой практики совершать Преждеосвящённую литургию – т.е. не только причащаться освящённым заранее Телом Христовым, но и делать это в контексте церковного последования, совершаемого в храме епископом или священником и подразумевающего также освящение чаши, – как таковой. Помимо перечисленных свидетельств текста «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» в одном из самых популярных византийских литургических комментариев – «Протеории» Николая и Феодора Андидских (XI в.) сохранилось следующее краткое упоминание: «И теперь преимущество перед прочими [чинами литургий] имеет Божественная литургия [по чину] великого Василия и божественного Златоуста вместе с [литургией] Преждеосвященных, которую одни приписывают Иакову, называемому братом Господним, другие же – первоверховному апостолу Петру, а иные – прочим» (эта же фраза слово в слово (только с заменой «Божественной литургии» «священнодействием») повторена в компилятивном комментарии XII в., приписанном Иерусалимскому патриарху Софронию; ею же, как полагают исследователи, обусловлено утверждение Симеона Солунского о происхождении Преждеосвящённой литургии от апостолов). Впрочем, авторы процитированного рассуждения, как полагают исследователи, имели в виду не иерусалимскую, а константинопольскую литургию Преждеосвящённых Даров, но упоминание имени апостола Иакова, брата Господня, в связи именно с ней, а не с полной литургией отражает, по мнению исследователей, их знакомство также с «Литургией Преждеосвящённых Даров апостола Иакова». Тем не менее, атрибуцию «Литурги Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» исследователи не понимают буквально – тем более в свете её датировки. Как и в случае с полной Литургией апостола Иакова, имя брата Господня в заглавии указывает не на его авторство, а на принадлежность чина оригинальной иерусалимской традиции. Иными словами, выражение «по чину апостола Иакова» исследователи интерпретируют в смысле «согласно традиции Иерусалимской церкви» аналогично выражениям «по чину апостола Марка», что указывает на Александрийскую церковь, «по чину Василия Великого», что указывает на Константинопольскую церковь и т.д.

 



 
PR-CY.ru