«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА» - Страница 5

Сам же чин «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» отражает, как полагают исследователи, порядок совершения литургии верных по чину апостола Иакова: 1) возглас: «Да не [останется] кто от оглашенных…»; 2) песнопение (на вход) Святых Даров (т.е. херувимская) то же, что и в Константинополе: «Ныне силы…»; 3) Символ веры (в Святогробском Типиконе указано его исполнение предстоятелем; грузинский перевод литургии, наоборот, утверждает: «Символ веры не поётся», но уже этим упоминает его; наличие Символа веры на Страстной седмице может быть связано с завершением оглашения); 4) молитва на лобзание мира (приведена в грузинском переводе полностью в сопровождении указания: «Лобзание мира не совершается»); 5) преподание мира и главопреклонная молитва; 6) «кафолическая молитва» (мирная ектения); 7) преанафоральные аккламации; 8) молитва предстоятеля о своём недостоинстве; 9) анафоры как таковой нет – иначе литургия не была бы Преждеосвящённой, но на её месте есть молитва с эксплицитным прошением: «…Усоверши Преждеосвящённое сие приношение… пришествием Духа Твоего Святого…» – и преподанием мира в конце; 10) ектения перед причащением; 11) «Отче наш» с предварительной и заключительной молитвами; 12) преподание мира и главопреклонная молитва; 13) возношение Святых Даров, предваряемое соответствующей молитвой и сопровождаемое возгласами «Со страхом Божьим вонмем. Преждеосвящённые Дары, Святая святым!» и аккламацией: «Един Свят…»; 14) пространное диаконское поминовение патриарха с клиром, царствующих особ, живых и усопших верных с 12-кратным «Господи, помилуй» в конце; 15) причащение с пением одного или двух причастнов и, как полагают исследователи, заключительного тропаря после причащения; 16) благодарственные ектения и молитва; 17) преподание мира и главопреклонная молитва; 18) завершение литургии: диаконский возглас: «Воспоём в мире Христовом» и ответ народа: «Буди имя Господне…» (трижды), диаконский возглас: «В мире и любви Божией изыдем» и ответ народа: «О имени Господни. Господи, благослови», после чего предстоятель читает молитву заамвонную или отпуста. По замечанию протоиерея С. Алексопулоса, особое внимание следует обратить на девятый пункт описанной схемы последования – на молитву, не просто занимающую место анафоры, но функционально близкую к ней. Это сближает «Литургию Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» не с константинопольской литургией Преждеосвящённых Даров, где молитва между великим входом и «Отче наш» содержит прошения о духовном состоянии молящихся и о плодах приобщения Святых Даров, но ничего не говорит об их освящении (поскольку Тело Христово и так уже освящено, а чаша с вином по константинопольской традиции считается освящённой по причине вложения в неё частицы Тела), а с сирийскими чинами Преждеосвящённых литургий, содержащими специальные молитвы на освящение чаши.

 



 
PR-CY.ru