«ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЁННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА» - Страница 3

«Литургию Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» исследователи реконструируют только на основе всех сохранившихся источников вместе, поскольку ни один из них не содержит полного комплекта её текстов. Поэтому ни А.А. Дмитриевский, написавший первый комментарий к «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова», ни Ф.Э. Брайтман, продемонстрировавший текстуальную зависимость ектений и аккламаций «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» от аналогичных молитвословий полной «Литургии апостола Иакова» и на этом основании предположивший, что и священнические молитвы первой «должны были соответствовать» молитвам второй, не располагая текстами самих молитв, не предложили своих реконструкций. Впервые такая реконструкция была представлена Иоанном Фундулисом. К этому времени М. Тархнишвили уже давно ввёл в научный оборот грузинский текст «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова», включающий священнические молитвы, и были опубликованы его и Андре Жакоба статьи, затрагивавшие вопросы её текстологии. Однако И. Фундулису эти работы по неясным для исследователей причинам остались неизвестны (во всяком случае, в описании методологии своей реконструкции он их не упоминает), а проблему отсутствия в греческих источниках текстов священнических молитв «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» он решает за счёт молитв полной литургии апостола Иакова, просто подставляя их в текст по своему усмотрению (как полагают исследователи, основываясь на не вполне корректном предположении Ф.Э. Брайтмана). Но из грузинских источников для исследователей очевидно, что лишь две молитвы «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» до конца совпадали с молитвами полной литургии, тогда как большинство различались самым существенным образом, так что предложенный Ф.Э. Фундулисом результат не соответствует, как полагают исследователи, исторической действительности. Кроме того, Ф.Э. Фундулис предлагает совершать «Литургию Преждеосвящённых Даров апостола Иакова» с теми же особенностями, какие встречаются при совершении в наши дни полной литургии апостола Иакова, – с сооружением посреди храма сидений для священнослужителей (т.е. аналога северо-сирийской бемы) и т.д., хотя в подлинном богослужении древнего Иерусалима эти особенности не существовали и проникли в современную православную практику под влиянием восточно-сирийского обряда. Таким образом, «реконструкцию» Ф.Э. Фундулиса исследователи считают в значительной степени фикцией, и она не может считаться надёжной репрезентацией подлинной «Литургии Преждеосвящённых Даров апостола Иакова».

 



 
PR-CY.ru