КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 123

Вместе с Афанасием Великим Кирилл Александрийский изображён в традиционных крещатых ризах и шапочке в составе сложных композиций, разработанных в эпоху Московского митрополита Макария, в том числе как иллюстрации к церковным гимнам и молитвенным текстам, например, на иконах «Достойно есть»: вместе с Афанасием Великим он поддерживает свиток со стихом «Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» в клейме иконы из Соловецкого монастыря (около 1560 г., Государственные музеи Московского Кремля) или на иконе из комплекта под тем же названием (конец XVI – начало XVII вв., Музей изобразительных искусств Республики Карелия); в ряду святителей под лентой со словами гимна – на иконе «Достойно есть» северных писем (XVI в., Третьяковская галерея). Связь Кирилла Александрийского с молитвенными песнопениями в честь Пресвятой Богородицы нашла выражение в редких деталях: на опушке остроконечной крещатой шапки Кирилла Александрийского помещены начальные слова «Достойно есть» – на столбике царских врат из придела Варлаама Хутынского в церкви во имя пророка Илии в Ярославле («Иконы Ярославля». 2009 г., том 2). В составе сложных композиций фигуру Кирилла Александрийского исследователи встречают в изображениях третьего Вселенского Собора, например, в росписи храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502 г.) – у южного портала; в росписи южной стены Успенского собора Московского Кремля (1642–1643 гг.). Благодаря крещатому головному убору и ризам фигура Кирилла Александрийского в чине святителей узнаваема в гимнографических композициях, например, «О Тебе радуется», на иконах: из Успенского собора Московского Кремля, конец XV – начало XVI вв. (около 1480 г.; Третьяковская галерея), из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (около 1497 г., Кириллов Белозерский музей-заповедник), работы мастера Георгиоса Клонцаса (конец XVI в., собрание музея Греческого института, Венеция) – или в композициях «Страшный Суд» на иконах, например, созданных мастером Георгиосом Клонцасом, как в виде отдельного образа, так и на створках складней (обе конца XVI в., собрание музея Греческого института, Венеция). Образ александрийского святителя торжественно сочетается с изображением национального святого Древней Руси преподобного Кирилла Белозерского на московской иконе, в клеймах которой иллюстрируется Житие преподобного Кирилла Белозерского (вторая половина XVI в., Третьяковская галерея). Они изображены в среднике в молении Святой Троице. Исследователи полагают, что на создание такой иконы повлияло совместное празднование памяти Кирилла Александрийского и Кирилла Белозерского 9 июня; святитель изображён в головном уборе, соответствующем русской митре, которую носили митрополиты в XIV–XV вв. – с уплощённой, невысокой, полукруглой тульей, отделанной крестами и меховой опушкой (подобной формы убор встречается уже в новгородской иконописи с конца XV в., например, на храмовой иконе из Мало-Кириллова монастыря (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник), без белой опушки или с ней – на столбике царских врат придела в честь Рождества Пресвятой Богородицы новгородского Софийского собора, около 1558 г.); остальное облачение Кирилла Александрийского традиционное: тёмная фелонь, белый омофор с крестами, епитрахиль, на правом боку – палица. Похожая митра с белой опушью есть на изображении Кирилла Александрийского в стенописи Успенского собора Свияжска (конец XVI – начало XVII вв.).

 



 
PR-CY.ru