КАЗАКОВ (Козаков) Матвей Фёдорович - Страница 8

В 1777–1788 гг. по проекту М.Ф. Казакова архитектор Семён Антонович Карин строил церковь во имя святителя Филиппа, Московского митрополита, на Мещанской ул. в Москве, сложные лепные работы выполнял И..Х. Юст. Изначально предполагалось сделать церковь частью обширного комплекса митрополичьего двора. Митрополит Платон (Левшин), вероятно, предполагал построить дворцовую резиденцию наподобие европейских. Однако денег хватило только на пристройку небольшого храма-ротонды к трапезной (1752 г.) с колокольней. Церковь, ставшая приходской, считается одной из первых ротондальных церквей эпохи классицизма. Её необычная композиция как бы развивается изнутри наружу. В основе проекта, созданного под влиянием увража Ж.-Ф. Неффоржа, лежит идея круглого здания с внутренней колоннадой. М.Ф. Казаков применил здесь почти ту же схему, что и в первоначальном проекте круглого зала Сената. В окружность внешних стен с прямоугольным выступом алтаря вписана компактная внутренняя ротонда, увенчанная куполом, вокруг которой устроена галерея хоров наподобие кругового обхода. Система конструкций родственна византийским церквам Святой Софии и святых Сергия и Вакха в Константинополе: распор купола, передаваясь по колоннам и пилонам на своды кругового обхода, гасится внешними стенами. Внутренняя ротонда не является колоннадой в чистом виде. Расположенный на западе полукруг из четырёх каннелированных ионических колонн большого ордера смыкается с другим восточным полукругом, образованным четырьмя пилонами. Царские врата фланкированы двумя коринфскими колоннами малого ордера, перекликающимися с подковообразной заалтарной колоннадой. Большой и малый ордеры чётко соподчинены. Ионические колонны несут мощный антаблемент с оригинальным фризом, украшенным пышными волютами, как бы вырастающими из дорических триглифов; над карнизом устремлен ввысь кессонированный купол, слитный со световым барабаном. Коринфские колонки зрительно поддерживают промежуточный антаблемент, соответствующий уровню кругового обхода хор. Сложная внутренняя структура чётко выражена на внешних стенах. Однако от большого ордера здесь сохранён лишь венчающий дорический антаблемент. Малый ионический ордер, поддерживающий карниз между окнами первого и второго ярусов, представлен компактными четырёхколонными портиками у северного и южного входов, а также пилястрами на алтарном выступе.

 



 
PR-CY.ru