КАЗАКОВ (Козаков) Матвей Фёдорович - Страница 5

1775 год стал переломным в карьере М.Ф. Казакова. 28 января он в числе прочих, работавших на строительстве Пречистенского дворца, был представлен императрице, которая, видимо, оценила его труды благосклонно, хотя и называла дворец «триумфом путаницы». В марте-апреле того же года Екатерина II распорядилась в честь празднования Кючюк-Кайнарджийского мира провести гуляния на Ходынском поле. Работы над комплексом увеселительных павильонов были поручены В.И. Баженову и М.Ф. Казакову. В.И. Баженов разработал проекты павильонов, изображавшие павшие турецкие крепости. Некоторые павильоны были выдержаны в «греческой архитектуре», т.е. с применением ордера, другие же – в условном «готическо-мавританском» стиле. Они имели замкнутые симметричные композиции, прямоугольные, полукруглые, П- и Н-образные в плане. Исследователям особенно интересны две из них, центрические многогранники «Азов» и «Азов-каланчи», возможно, спроектированные М.Ф. Казаковым (в декоре «Азова» были использованы отдельные мотивы древней архитектуры Кремлёвских башен, в частности, шатровых завершений Спасской и Троицкой). Деревянные, раскрашенные под красный кирпич с белыми и яркими цветными деталями павильоны-крепости с башнями, машикулями, пинаклями и стрельчатыми окнами, служившие театром, буфетом, столовой, бальными залами и проч., были живописно расставлены на большом лугу; в той его части, которая изображала Чёрное море, помещались модели кораблей в натуральную величину. М.Ф. Казаков, получивший в мае звание архитектора и чин коллежского асессора, активно помогал В.И. Баженову –выполнил чертежи и серию из четырёх превосходных рисунков с видами ансамбля с разных точек. Благодаря творческому содружеству В.И. Баженова и М.Ф. Казакова (с ведущей ролью первого) успешно завершилось проектирование Ходынского ансамбля. С художественной точки зрения этот проект стал важнейшей вехой в зарождении русской псевдоготики, постройки, выполненные в этом стиле, породили немало подражаний в провинции. Так, восьмигранный павильон «Азов-каланчи» стал прототипом для конного двора в усадьбе Алексея Петровича Ермолова Красное (ныне Михайловского района Рязанской области, 1780 гг.). После проведённых торжеств 21–23 июля 1775 г. императрица Екатерина II сделала два заказа В.И. Баженову и М.Ф. Казакову (оба в полюбившемся императрице стиле псевдоготики): В.И. Баженову – построить царскую подмосковную усадьбу в селе Чёрная Грязь (вскоре переименовано в Царицыно), М.Ф. Казакову – возвести «Подъездной дворец на Санкт-Петербургской дороге» вблизи Ходынского поля. Ему удалось в сравнительно сжатые сроки построить масштабное сооружение. В ноябре 1775 г. был утверждён проект Подъездного дворца (Петровским замком он стал именоваться по названию земель, на которых строился, до секуляризации 1764 г. принадлежавших Высокопетровскому монастырю).

 



 
PR-CY.ru