КРЕСТ ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ - Страница 6

Во многих распятиях, вместо подножия, под ногами Распятого находятся разные символы, например чаша, в которую падают капли крови, Адам, встающий из земли, из-под креста, человеческий череп (т.е. глава Адамова), голова с яблоком во рту или с обвивающимся вокруг неё змием. Тернового венца нет ни на одном распятии раньше XIII в. Дощечки с написанием вины в древнейших распятиях вовсе нет. Начиная с V в. распятие изображается с полной или неполной его обстановкой, о которой говорится в евангелии; при Распятом изображаются: 1) Богоматерь и Иоанн Богослов, часто также Мария Магдалина, Саломия, Мария мать Иакова, Никодим, Иосиф Аримафейский; 2) распятые разбойники – покаявшийся (в изображениях V и VI вв. – благообразный юноша) по левую сторону (от зрителя) и непокаявшийся (с бородой, со свирепым видом) – по правую; 3) воины – подавший Иисусу Христу уксус и прободающий его, сотник, группа воинов, бросающих жребий об одежде Иисуса Христа; 4) померкшие небесные светила, то в виде своих астрономических изображений, то в виде аллегорическом (юноши с факелом и т.п.); 5) церковь и синагога, в образах женщин, с атрибутами, указывающими на торжество первой и падение второй; 6) Жизнь и Смерть, в образах женщин, с соответственными эмблемами; 7) скорбящие ангелы, парящие в воздухе над Распятым; 8) ангелы и дьяволы; первые стремятся к покаявшемуся разбойнику, вторые – к не покаявшемуся; 9) Голгофа – в виде скалы или простого возвышения; внутри её с IX в. изображается череп (Адамова голова), иногда с двумя накрест лежащими под ним костями; 10) иудеи и эллины, изумлённые явлениями природы, который были в момент смерти Иисуса Христа; 11) восстание мёртвых в Иерусалиме, в тот же момент; 12) город Иерусалим. С XII в. крест имел нередко на Западе вид сделанного не из брусьев, а из дерева в его натуральном виде, с ветвями; в XIII–XIV в. распятие иногда изображалось в виде «древа жизни», с усвоенными ему иконописными атрибутами; в том и другом случае по сторонам Распятого в ветвях помещались пророки со свитками, а в корне дерева – Моисей. Вопрос о форме креста имеет важное практическое значение для Русской церкви. В то время как на Западе у католиков и христиан других вероисповеданий практикуется почти исключительно и повсеместно крест четырёхконечный (лишь в XIII–XV вв. был также в большом и нередко преимущественном, особенно при папском и епископском богослужении, употреблении крест восьмиконечный), многомиллионная масса русских старообрядцев признаёт единственно правильным осьмиконечное изображение креста, отвергая как ересь крест четырёхконечный («латынский крыж») и всякий другой. Археологически мотивированная полемика старообрядцев против православной церкви, допускающей одинаково восьмиконечную, шестиконечную и четырёхконечную формы креста (лишь в «чине освящения нового дома», печатаемом в одной из богослужебных книг, вменяется в обязанность изображать на стенах дома крест восьмиконечный, с надписями и с изображениями копия и трости), изложена, главным образом, в символической книге старообрядцев: «Поморские ответы» (см. Денисовы), а опровержение старообрядческого мнения представляет очень обширную литературу, начиная с «Жезла правления» Симеона Полоцкого (1666 г.) и кончая новейшими учебниками духовных семинарий по обличению старообрядства. Обе спорящие стороны одинаково останавливаются на форме «immissa», отвергая формы как «decussata», так и «commissa». Результаты западных открытий и исследований в области церковной археологии склоняют решение спорного вопроса в сторону православной практики, т.е. полного безразличия трёх указанных выше форм креста.



 
PR-CY.ru