КРЕСТ ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ - Страница 3

Многие археологи, вслед за Оригеном и Тертуллианом, думают, что Иисус Христос был распят в том венке (из шиповника – Lucium spinosum), который был возложен ему на главу ещё на судилище. С давних пор существует мнение, что Крест Иисуса Христа был составлен из разных видов дерева: продольный брус – из кипариса, поперечный – из финикового дерева, подножие – из кедра, дощечка с надписью – из масличного дерева. Видоизменением этого мнения является убеждение русских старообрядцев, что Крест Иисуса Христа был сложен из певга, кипариса и кедра. Такое мнение, выраженное в разных апокрифических сказаниях и в произведениях русской устной народной словесности, не имеет оснований ни в древних, письменных свидетельствах, ни в вещественных памятниках древности, но отчасти оправдывается существующим доныне в Иерусалиме преданием. Отзывы древних учителей церкви и новых писателей, относящиеся к вопросу о форме Креста Христова, собраны в сочинениях: Гретцера («De sancta cruce etc.») и Липсия («De cruce»). Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала церкви. У отцов церкви это чествование называется апостольским преданием. В первые три века оно относилось к области disciplinae arcanae, т.е. к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. Впрочем язычники знали о нём, потому что отдельные лица из христиан имели мужество открыто исповедовать Крест. По рассказу Понтия, биографа святого Киприана карфагенского, в III в. некоторые христиане изображали фигуру Креста даже у себя на лбу; по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. От половины III в. сохранилось одно изображение (на сосуде) человеческого лица с крестом на челе. Из актов седьмого Вселенского собора исследователям известно, что в царствование Диоклетиана (III в.) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди. Язычники называли христиан (в насмешку) крестопоклонниками (crucicolae), предполагая, что христиане чтут крест как фетиш или как идол. Вообще, до самой эпохи Константина I Великого христиане удерживались от изображения Креста Христова в его действительной форме, а тем более – от изображения его вместе с Распятым. На предметах, сохранившихся от трёх первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпее, исследователи встречают (большей частью) лишь аллегорические изображения креста и распятия: Авель, убиваемый Каином, Исаак, приносимый в жертву Авраамом, Моисей, молящийся с крестообразно распростёртыми руками, медный змий, воздвигнутый в пустыне, пророк Исайя, перетираемый пилой, пророк Иона, молящийся с распростёртыми руками во чреве китовом, еврейский пасхальный агнец и другие ветхозаветные прообразы крестной смерти Спасителя.

 



 
PR-CY.ru