КРЕСТ ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ - Страница 5

Одновременно с изображениями агнца с крестом и при кресте, или несколько позже, было в употреблении изображение Иисуса Христа с распростёртыми руками, но без креста. В той или другой форме и обстановке, в конце IV в. крест был уже повсеместно в употреблении в Римской империи. Сам Константин I Великий возложил золотой крест на гробницу апостола Петра в Риме. Енделехий, аквитанский поэт IV в., упоминает о христианском добром пастыре, крестом охраняющем своё стадо. В IV в. крест значится на монетах императоров Валентиниана и Проба. Император Валентиниан III и его супруга (V в.) имели кресты на своих коронах. В V в. стали помещать крест в начале дипломов и других официальных документов, вместо призывания имени Божия, а также перед именной подписью всякого рода актов; позже, вместо подписи имени, стали ставить три креста, что называлось на юридическом языке «cruce subscribere». Кто нарушал подписанный крестом договор, тому назначалось двойное наказание. Крест ставился под рецептами врачей, на могилах, при обозначении года чьей-либо кончины. С V в. исследователи встречают (в церковном культе и в домашней жизни христиан) кресты с изображением на них Иисуса Христа, но ещё не распятого. Так, на ватиканском кресте, роскошно украшенном, находится поясное изображение Спасителя; в крестах, подаренных папой Григорием I Великим Теодолинде, из цветов, которыми они украшены, поверх креста, виднеется голова Иисуса Христа, окружённая сиянием; чаще Иисус Христос изображается стоящим на подножии Креста, в торжественной и величественной позе, как Deus regnans, Бог-Царь, с теми или другими атрибутами царской власти. Изображение Креста с распятым на нём Иисусом Христом по мнению одних исследователей получило начало в последней четверти VI в., по мнению других – в период времени от VII до IX вв. В настоящее время самым древним изображением с Распятым признано находящееся на дверях Сабины в Риме, относящееся к V–VI вв., что согласно и со свидетельствами письменных памятников (Хориций, Григорий Турский). По мнению исследователей, особенность первых по времени распятий состоит в том, что на них Иисус Христос изображается большей частью с открытыми глазами, с лицом спокойным и величественным. Не раньше, чем в эпоху Возрождения, выражение лица становится страдальческим. На Востоке распятый изображается всегда с небольшой тёмной бородой, с длинными волосами; на Западе, до готического периода – большей частью без бороды, позже с бородой; в западных изображениях иногда на голове Его корона, в восточных (с XI в.) голова окружена нимбом. Начиная с сирского евангелия 586 г. и в течение всех Средних веков Распятый изображается обычно в длинной одежде с рукавами, или в античной тунике, иногда – в пурпуровой мантии, покрывающей всё тело, редко – в препоясании по чреслам (последний способ изображения становится преобладающим с эпохи Возрождения).

 



 
PR-CY.ru