КРЕСТ ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ - Страница 4

Исследователи встречают во множестве и символы креста: якорь, а также фигура «Х», которую прежде принимали за изображение креста и называли crux decussata, но которая, по мнению почти всех современных археологов, есть не более чем символ. Около второй половины II в. к этой фигуре (или греческой букве) стали присоединять букву «I» или продольную черту, ставя её посредине «Х». Некоторые исследователи считают этот знак монограммой имени Христова, образованного из греческих букв «I» и «Х». Позднее, вместо «I» в середине «Х» стали ставить «Р», вторую букву имени Христос, от чего образовался часто находимый на памятниках III и последующих веков знак – тот знак, который явился на небе Константину I Великому. После появления ереси Ария, к этой монограмме стали присоединять буквы «α» и «ω», в которых видят указание на единосущие Иисуса Христа с Богом Отцом. Ещё позже, после окончательного торжества христианства над язычеством, эту монограмму стали обводить кругом, а с 350 г. – проводить в ней поперечную черту. Около 355 г. в ней стали опускать «Х», а потом начали вставлять в неё крест греческой формы «+» с опущением буквы «Р», но с сохранением букв «α» и «ω», причеё все четыре части креста стали изображаться постепенно утолщающимися к концам. Позже такой крест в России получил название корсунского – от имени Корсуни (Херсонеса), откуда эту форму креста вывез в Киев святой Владимир. Древнейший экземпляр такого креста находится в московском Успенском соборе. По словам Де Росси, нет ни одного изображения креста формы immissa из имеющих дату, которое относилось бы к эпохе более ранней, чем V в. То же утверждает он и о кресте греческом (четырёхконечном равностороннем «+»). Без даты имеется много крестов immissa, которые могут быть, по мнению того же Де Росси, отнесены к III и даже ко II в., как, например, крест в катакомбах Люцины в Риме. Одним из фазисов, через которые прошло начертание креста от аллегорического и символического его изображения до окончательного утверждения формы immissa, является так называемое у археологов его гаммированное изображение, состоящее из соединения четырёх гамм (буквы греческого алфавита «Γ»). Мартиньи считал это изображение одним из древнейших. До конца V в. на кресте не было изображения Распятого; иногда только близ креста помещался символ Иисуса Христа – агнец. Сначала изображали крест (обыкновенно – «immissa») на агнце; затем следуют изображения агнца при кресте (особо от него) или над крестом, иногда в группе других 12 агнцев (апостолов). К началу VI в. агнец изображается под крестом, на алтаре, как бы готовый к закланию. Несколько позже он изображается на троне, под богато украшенным крестом; из его прободенной груди и из четырёх ног льётся кровь. Наконец, агнец стал изображаться на самом кресте по его средине, как бы распятым. Трулльский собор (691–692 гг.) категорически запретил такие изображения, после чего они долго исследователям совсем не встречаются.

 



 
PR-CY.ru