КРЕСТ ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ - Страница 2

Но гораздо большее количество письменных свидетельств и вещественных памятников говорит в пользу формы cr. immissa. Ириней Лионский и Иустин Философ говорят о кресте пятиконечном. По словам Нонна, Иисус Христос умер на древе четырёхконечном. Иероним сравнивает Крест Иисуса Христа с летающей птицей, Иустин – с Моисеем, распростёршим руки на молитву: эти сравнения также указывают на четырёхконечную форму Креста. Яснее всех свидетельство Августина Блаженного (IV в.): «Была широта, в которую простёрты были руки, длина, поднимающаяся от земли, на которой пригвождено было тело, высота, выдающаяся вверх над поперечною перекладиною». Поскольку знак «Т» был не только буквой алфавита греческого и латинского, но, у древнейших народов вообще, и в частности у египтян, также эмблемой счастья и радости, то исследователи считают весьма вероятным, что он был заимствован христианами у египтян как эмблема будущей, загробной, блаженной жизни, и что его изображения, встречающиеся преимущественно на христианских гробницах, вовсе не означают собой Креста Иисуса Христа. О том, что кроме дощечки, с надписью на трёх языках: «Иисус Назарянин, царь иудейский», на Кресте Иисуса Христа находилось и седалище, и подножие, свидетельствуют Тертуллиан, Ириней, Иустин Философ, Григорий Турский; но выходили ли они своими концами за грани вертикального бруса – этот вопрос до сих пор остаётся нерешенным. Кресты вообще не были большой вышины, но бывали и исключения; крест Амана (см. книга «Эсфирь» 7:9) имел вышины 50 локтей; Светоний говорит о Гальбе, что он распинал осуждённых на высоких крестах; Златоуст и Нонн говорят, что «Господь распят был на высоком древе», более высоком, чем крест распятых с ним разбойников, через что исполнилось пророчество его: «Когда вознесён буду на Кресте, всех привлеку в себе». Однако Крест Господень едва ли был настолько высок, чтобы нельзя было прочесть бывшую на нём надпись. Когда Иисус Христос возгласил: «Жажду», то один из воинов поднёс к его устам напоённую уксусом губку, утверждённую на трости иссопа – а эта трость, судя по обыкновенному росту иссопа, не могла быть длиннее двух футов. На основании этих данных исследователи думают, что Крест Христа возвышался над землёй приблизительно на два обыкновенных мужских роста. Что он не был очень велик и тяжёл, об этом свидетельствует несение его до Голгофы одним лицом – сначала самим распинаемым, потом Симоном Киринейским. Хотя распятые часто прикреплялись к кресту лишь верёвками, но Иисус Христос был несомненно пригвождён (Ин., 20:25, 27), вероятно – четырьмя гвоздями: двумя по рукам и двумя по ногам (а не обе ноги одним гвоздём, как иногда, начиная с XIII в., изображается Распятие на западных картинах и иконах). С распинаемых обычно совлекались одежды (Лк. 15:24), но, по мнению большинства исследователей, на Иисусе Христе было оставлено препоясание по чреслам. Об этом прямо свидетельствует один из древнейших памятников христианской литературы – апокрифическое евангелие Никодима.

 



 
PR-CY.ru