КОНФИРМАЦИЯ - Страница 15

Особенно остро встал вопрос после декрета «Quam singulari» (8 августа 1910 г.), переносившего для оживления литургической жизни возраст первого причастия на семь лет, когда традиционно совершалась первая исповедь. «Кодекс канонического права» 1917 г. определял возраст для совершения конфирмации в пределах семи – двенадцати лет (статья 788). В декларации Конгрегации таинств «De aetate confirmandorum» было дано разъяснение, что семь лет не минимальный возраст, а наиболее подходящий. Совершение конфирмации раньше возможно в случае опасности смерти и недоступности епископа. На практике конфирмация, наоборот, откладывалась на более позднее время, так что в 1952 г. было издано постановление, согласно которому не запрещено совершать конфирмацию над теми, кому меньше десяти лет. Согласно «Кодексу канонического права» 1917 г., епископы обязаны были каждые пять лет совершать визитации для совершения конфирмации в пределах своего диоцеза. В 1929 г. папа Пий XI дал латиноамериканским епископам право назначать пресвитеров для помощи в совершении конфирмации. В 1946 г. Конгрегация пропаганды веры разрешила пресвитерам совершать конфирмацию детей и взрослых в случае опасности смерти, а в 1947 г. дала разрешение епископам в пределах их миссионерских территорий передавать совершение таинства пресвитерам. После второго Ватиканского собора началось активное восстановление единства крещения и конфирмации. В догматической конституции «Lumen gentium» было отмечено, что через крещение и конфирмацию все миряне предназначаются к апостольству. В таинстве конфирмации верные «совершеннее сочетаются с Церковью, наделяются особой силой Святого Духа и тем самым, как подлинные свидетели Христа, принимают более строгое обязательство распространять и защищать веру словом и делом». Епископы являются первоначальными совершителями конфирмации (оригинальными, а не ординарными, как преемники апостолов, чтобы согласовать католическую традицию с практикой Восточных церквей, в которых ординарными совершителями таинства выступают пресвитеры). В конституции «О священной литургии» говорилось о необходимости реформировать чин конфирмации, чтобы «яснее выявить тесную связь этого таинства с введением в христианскую жизнь во всей её полноте». В частности, рекомендовалось совершать возобновление крещальных обетов перед конфирмацией, а также в случае необходимости соединять конфирмацию с мессой. Появлению обновлённого чина конфирмации предшествовала апостольская конституция Павла VI «Divinae consortium naturae» (15 августа 1971 г.). В ней говорилось о том, что церковные таинства могут быть уподоблены жизни человеческого тела: крещение рождает, конфирмация укрепляет, евхаристия питает. Если в крещении человек рождается заново, то в конфирмации ему подаётся благодать Пятидесятницы, и он облекается особой силой Святого Духа. В конституции признаётся, что с древнейших времён дар Святого Духа подавался через разные обряды. В частности, в православной церкви помазание миром не отделялось от крещения и издревле совершалось с произнесением формулы «Печать дара Духа Святаго». Поскольку используемая в католической церкви латинская формула появилась только в XII в., принято решение с этого момента употреблять более древнюю византийскую формулу в почти дословном переводе: «Accipe signaculum doni Spiritus Sancti». Согласно конституции, таинство конфирмации совершается через нанесение хризмы на лоб, которое «производится возложением руки», с произнесением слов «Прими печать дара Духа Святого».

 



 
PR-CY.ru