КОНФИРМАЦИЯ - Страница 11

Чин конфирмации отдельно от крещения встречается уже в англосаксонских Понтификалах X–XI вв. В «Понтификале Эгберта» выписаны молитва о семиобразном Духе, помазание лба с произнесением формулы «Accipe signum Sanctae Crucis», две молитвы после помазания и два епископских благословения конфирмованных перед мессой. В «Понтификале из Сидни-Сассекс-колледжа» в составе похожего чина приводится формула от первого лица – «Consigno et confirmo te». В «Римском Понтификале» XII в. конфирмация находится в составе чина крещения на Пасху. Наряду с указанием в отсутствие епископа сразу же совершать причащение содержится предписание причащать даже грудных младенцев, смочив палец Святой Кровью и помазав им уста; при помазании используется формула «Signo te signo crucis». В течение XIII в. постепенно меняется представление о наиболее подходящем возрасте для конфирмации. В правилах Руотгера, архиепископа Трирского (915–931 гг.), содержится предписание совершать конфирмацию как можно раньше, до того как дети научатся грешить. Однако уже об Оттоне, епископе Бамбергском (ум. в 1139 г.), известно, что он совершал конфирмацию над юношами, поскольку этот возраст наиболее подвержен искушениям, а конфирмация необходима для победы над грехом. Ряд поместных Соборов XIII в., преимущественно английских и французских, издавали разные предписания о возрасте, при этом в большинстве случаев речь шла о младенцах и детях до семи лет. Впервые семилетний возраст стал нижней границей для конфирмации в пятом правиле Кёльнского собора 1280 г. (там же содержатся наставления о том, что дети старше десяти лет должны предварительно исповедаться; перед конфирмацией родители должны коротко подстричь волосы на лбу детей, тщательно помыть им лоб и приготовить белые повязки; на третий день после конфирмации пресвитеры должны снять их, сжечь, а пепел поместить в купель; неконфирмованный не может стать клириком). В этот же период полностью выходит из практики католической церкви причащение грудных и малолетних детей. «Понтификал Римской курии» XIII в. воспроизводит, по сути, тот же чин конфирмации, что и в «Римском Понтификале» XII в., но уже отдельно от крещения. Понтифик по-прежнему возлагает руки на каждого конфирмируемого при чтении молитвы о семиобразном Духе. Формула помазания – «Consigno te signo crucis et confirmo te crismate salutis». Однако причащения в конце чина не подразумевается. Наряду с этим «Понтификалом» широкое распространение получил «Понтификал Гийома Дюрана» (Вильгельма Дуранда; 1293–1295 гг.). Совершение конфирмации отмечено в чине крещения на Пасху, но само чинопоследование выписано в начале первой книги и подразумевает визитацию епископом приходов своего диоцеза. Детально описывается облачение епископа и его действия. Говорится, что он омывает пальцы рук, после начальных молитв вытягивает руки в сторону конфирмируемых и читает молитву о семиобразном Духе. Затем совершается помазание с формулой «Signo te signo crucis». После этого епископ легко ударяет конфирмованного по щеке со словами «Мир тебе» (алапа). Совершавшееся в раннее Средневековье в этот момент чинопоследования лобзание мира Гийом Дюран заменил алапой, которую, как полагают исследователи, заимствовал из обрядов рыцарского посвящения (militaris alapa, la colée), поскольку после конфирмации, по мнению Гийома Дюрана, верующий становится новым воином Христовым.

 



 
PR-CY.ru