КОНФИРМАЦИЯ - Страница 12

Далее Гийом Дюран описывает, как епископ должен омыть и отереть пальцы от хризмы с помощью кусочка хлеба, который потом погружается в купель или другой источник воды в храме. На третий день с принявшего конфирмацию снимается головная повязка, место помазания омывается. Повязку следует использовать для лампад, горящих на алтаре. О конфирмации Гийом Дюран подробно пишет и в своём «Учебнике божественных служб». По его мнению, между крещением и конфирмацией должно пройти не меньше семи дней – по числу даров Духа, поэтому конфирмация совершается на октаву Пасхи. Он подробно цитирует Лжеисидоровы декреталии и труд Рабана Мавра. Алапу Гийом Дюран объясняет тем, что конфирмованный должен быть готов к исповеданию веры во Христа. Этот удар символизирует возложение рук апостолов, а также прогоняет нечистых духов, подобно тому, как произошло в Житии св. Бенедикта. Конфирмация может совершаться в любом месте (in campo), но лучше в церкви. Наиболее подходящий возраст – 12–15 лет. Головные повязки снимаются на седьмой день. Их можно сохранить и использовать повторно при конфирмации других. Неконфирмованный не может быть восприемником при крещении. Непосредственным предшественником тридентского «Понтификала» стал первопечатный «Понтификал Агостино Патрици Пикколомини» (1485 г.), епископа Пьенца-Монтальчино и папского церемониймейстера, составленный по просьбе папы Иннокентия VIII и при участии другого папского магистра церемоний Иоганна Буркарда. Первая глава посвящена конфирмации («De crismandis in fronte»), изложение чина начинается с описания облачений, необходимых для его совершения. Далее перечислены некоторые правила, касающиеся сущности таинства и тех, кто его принимают. Молитва о семиобразном Духе, как и у Гийома Дюрана, читается с вытянутыми в сторону участников руками. Помазание совершается с произнесением формулы «Signo te signo crucis». У Гийома Дюрана заимствованы алапа и обряд омовения рук епископа. Чин завершается епископским благословением и наставлением восприемникам. В отличие от «Понтификала Дюрана» по этому «Понтификалу» все чинопоследование совершается за один день. В послании «Cum venissit» (1204 г.) папы Иннокентия III впервые сформулировано учение о том, что помазание лба при конфирмации означает апостольское возложение рук. Согласно папе Иннокентию III, Святой Дух подаётся в конфирмации для возрастания и укрепления. Пресвитер не может ни помазывать, ни благословлять хризму для конфирмации, потому что право подавать Святого Духа через возложение рук принадлежало только апостолам, чьими наследниками являются епископы. В схоластическом богословии имел место спор о том, кем было установлено таинство конфирмации, и как оно совершается. Так, Александр Гэльский (ум. в 1245 г.) доказывал, что конфирмация не была установлена ни Христом, ни апостолами, но Святой Дух установил это таинство на Соборе 845 г. в Мо (Concilium Meldense). Бонавентура также отрицал, что конфирмация установлена Самим Христом. Основываясь на тексте Петра Ломбардского, утверждавшего, что формой таинства являются слова, которые произносит епископ в момент помазания лба, Бонавентура рассуждал так: Христос не оставил слов, которыми это таинство совершается (например, согласно Мф. 19:15, Он возлагал руки на детей без слов), не устанавливал и не совершал таинство конфирмации, поскольку полнота Духа была дана только после Его Вознесения.

 



 
PR-CY.ru