КОНФИРМАЦИЯ - Страница 13

Апостолы были помазаны Духом без посредника и сами подавали уверовавшим Духа без помощи видимых элементов и помазания, поскольку чудесные знамения сопровождали дарование Духа видимым образом. Из этого Бонавентура делал вывод, что видимые элементы и формула были установлены церковью. Против этого выступил Фома Аквинский. Он утверждал, что только Сам Христос мог установить все таинства, но Он совершил установление конфирмации не видимым образом, а через обещание Сошествия Святого Духа. Елей стал использоваться для конфирмации не случайно, а потому, что на апостолов Дух сошёл в языках пламени, пламя же горит за счёт елея. Уже апостолы использовали хризму в тех случаях, когда не было явного говорения языками, как об этом свидетельствует Дионисий Ареопагит. Слова же формулы «Consigno te signo crucis» переданы не в Писании, но от апостолов через Предание. Конфирмация подобна ординации, она не только способствует духовному возрастанию и даёт полноту Духа, но приписывает конфирмованного к воинству Христову (adscriptus militiae christianae). Хотя только епископ может совершать конфирмацию, папа, обладающий всей полнотой власти, может передать её совершение пресвитеру. В связи с распространением латинской иерархии на Востоке вопрос о соотношении конфирмации и миропомазания стал волновать как католиков, так и православных. Папа Иннокентий IV в послании «Sub catholicae professione» (6 марта 1254 г.) утверждал, что только апостолы, преемниками которых являются епископы, могли передавать Святого Духа через возложение рук, которое сейчас представлено помазанием лба. Хризма освящается в Великий четверг каждым епископом в своём диоцезе. Если же греки хотят следовать своему древнему обычаю, согласно которому хризму освящает патриарх вместе с архиепископом и другими епископами, то пусть этот обычай сохраняется. На втором Лионском соборе 1274 г. конфирмация упоминается среди семи таинств. Согласно латинскому тексту «Исповедания веры» императора Михаила Палеолога, таинство конфирмации «через возложение руки совершают епископы, помазывая крещеных». О каком именно возложении руки идёт речь, и как оно соотносится с помазанием, в данной формуле исследователям понять сложно. Параллельный греческий текст упрощает конструкцию и говорит о возложении рук (во мн. ч.) и помазании отдельно от него. Католическое учение в целом следовало в направлении, заданном Фомой Аквинским. В послании к армянскому католикосу «Super quibusdam» (29 сентября 1351 г.) папа Климент VI требовал признать, что епископ является ординарным совершителем таинства, и что только Римский понтифик полнотой своей власти может дать диспенсацию на совершение таинства пресвитером, сохраняя при этом право на освящение хризмы только за епископом; те, кто были помазаны пресвитерами, не имевшими разрешения от папы, должны быть заново помазаны епископами. В «Декрете об армянах» (1439 г.) действием таинства названо возрастание благодати и укрепление веры. Материей таинства считается помазание хризмой, которая приготовляется из елея и бальзама (благовония). Формой являются слова «Signo te…». Апостолы совершали конфирмацию через возложение рук, но в церкви она происходит через помазание. Ординарным совершителем конфирмации выступает епископ, но пресвитеры могут совершать её по диспенсации от Апостольского престола в случае серьёзной необходимости. Критика конфирмации как обряда, не имеющего достаточного основания в Священном Писании имела место уже в трудах Джона Уиклифа.

 



 
PR-CY.ru