КОНФИРМАЦИЯ - Страница 14

Среди протестантов отношение к конфирмации было разным: одни считали её допустимой как благословение (через возложение рук) и публичное исповедание веры, другие относили к обрядам идолопоклонства. Вопрос о конфирмации рассматривался на седьмой (1547 г.) и двадцать третьей (1563 г.) сессиях Тридентского собора, который подтвердил, что конфирмация установлена Самим Христом, а не апостолами или святыми отцами, как учат протестанты. Она является подлинным таинством, а не пустым обрядом. Святой Дух сходит на конфирмируемого не по его заслугам. Его ординарным совершителем является епископ, а не пресвитер. В конфирмации даруется неизгладимая печать. Таинство является неповторимым. В «Римском Катехизисе» 1566 г. говорится, что не следует ждать до 12 лет (возраста принятия первого причастия) для совершения конфирмации, самый подходящий возраст – семь лет (время первой исповеди). Первая глава «De confirmandis», напечатанная в официальном «Понтификале» 1595 г., основана на «Понтификале Пикколомини» и впоследствии практически не менялась вплоть до последнего издания тридентского «Понтификала» (1962 г.). Сначала перечисляются облачения, в которых должен быть епископ на конфирмации. Отмечается, что конфирмация не совершается повторно. Запрещается быть восприемниками при конфирмации тем, кто сами не были конфирмованы. Отлучённые или виновные в тяжких грехах не могут ни принимать таинство, ни быть восприемниками. Взрослые перед участием в таинстве обязательно должны исповедаться. Конфирмируемый должен поститься. В начале обряда конфирмируемые и восприемники преклоняют колени и складывают руки на груди. Епископ осеняет их крестным знамением, читая несколько библейских стихов. Затем протягивает руки в их сторону и призывает к молитве. Читает молитву о семиобразном Духе. После именования каждого духа участники говорят: «Аминь». После молитвы епископ надевает митру и помазывает пальцем лоб конфирмируемого, произнося формулу «Signo te…», а затем совершает алапу со словами «Мир тебе». После помазания полагается повязать голову специальным платом. Далее епископ совершает омовение рук и вытирает палец кусочком хлеба, который потом относят в сакрарий. Министранты поют антифоны. В конце читается заключительная молитва и несколько библейских стихов. Епископ наставляет восприемников, как они должны воспитывать конфирмованного ребёнка. В последней рубрике говорится, что чин может быть совершён и менее торжественно. В энциклике «Ex quo primum» папы Бенедикта XIV (1 марта 1756 г.) был затронут вопрос о возложении рук как о части обряда конфирмации в связи с отсутствием такового в чине миропомазания у греков. Папа приводил мнения разных богословов: одни считали, что простирание рук в сторону конфирмируемых при чтении молитвы может рассматриваться как возложение рук, другие – что возложение происходит в момент касания головы четырьмя пальцами правой руки при помазании лба большим пальцем. Поскольку оба ответа противоречивы, достаточно признавать, что конфирмация совершается помазанием лба освящённой хризмой с произнесением соответствующей формулы. Поэтому отсутствие возложения рук у греков не препятствует признанию их миропомазания достаточным. В XIX в. окончательно сложилась традиция, утверждённая несколькими поместными Соборами, согласно которой первое причастие совершалось до конфирмации. При этом Римские папы пытались вернуть прежнюю последовательность, когда евхаристия была завершением вступления в церковь.

 



 
PR-CY.ru