КЛИР - Страница 5

Созомен, когда речь у него идёт о законах, подводит под понятие «клира» всех священнослужителей и церковнослужителей. Но потом такое употребление слов «клир» и «клирики» (в обширном смысле) выходит из практики. Ещё меньше исследователи находят в истории следов употребления этих же слов в узком смысле. Это отчасти им понятно: слова эти раньше имели смысл возвышенный и внушительный – и было бы странно, если бы потеряв его, они получили смысл противоположный. Но всё же исследователи встречают случаи и такого употребления данных слов, может быть, под влиянием правил Лаодикийского и Карфагенского соборов. Так, в кодексе Юстиниана исследователи встречают ясное различение «иереев» (как полагают исследователи, в смысле иерархических лиц вообще) от «простого клира». Ещё Трулльский собор ясно отличает священнослужителей или лиц священных от клириков (правило 77); для этого Собора церковные степени и состояния представляются в таком порядке: епископ, пресвитер, диакон, числящиеся в клире и миряне (правило 80). Вместо этого понимания выражения «клир» в церкви входит в употребление, и утверждается его новое значение – в смысле алтарных и вне алтарных служителей церкви, но за исключением епископа. В указанном значении часто употребляет выражение «клир» Халкидонский собор. Например, «Собор определил, чтобы ни епископ, ни клирик не вступал в распоряжение мирскими делами» (правило 3); или: «О епископах или клириках, переходящих из города в другой, определено» (правило 5). Очевидно, что по смыслу этих правил понятие «клир» не включает епископа. Но исследователи не сомневаются, с другой стороны, что под именем «клириков» здесь разумеются не низшие церковнослужители, поскольку в одном правиле (10) Собора говорится: «Не дозволять клирику в одно и то же время числиться в церквах двух городов, и в той, в которой в начале рукоположён, и в той, к которой перешёл». В подобном же роде рассуждает и седьмой Вселенский собор. В правиле 16 говорится: «Всякая роскошь и всякое украшение чужды священнического чина. Потому епископы и клирики, украшающие себя пышными одеждами» и т.д. Значит, в состав понятия «клир» епископ не входит. В таком же значении выражение «клир» исследователи встречают потом и у канонистов Зонары и Вальсамона (например, при толковании правила 11 Антиохийского собора и правила 23 Лаодикийского). Тот же образ выражения присваивается и гражданским законодательством греческой империи.

 



 
PR-CY.ru