КЛИР - Страница 3

Всё это было сделано по воле и распоряжению Божьему – с тем, чтобы лица, занятые божественными службами, не были ничем развлекаемы, и не были в необходимости думать и хлопотать о мирских делах. Таков же чин и порядок соблюдается клиром (in clero) и ныне: те, которые в церкви Божьей избираются в духовный сан (ordinatione clerica), не должны ничем отвлекаться от божественного служения, не должны связываться хлопотами и занятиями мирскими; но как братия, живущая приношениями, как бы десятинами от плодов, они должны быть неотступно у алтаря и священнослужений, трудиться денно и нощно, для дел небесных и духовных. И тот не заслуживает поминовения у алтаря Божия в молитвах священников, кто хотел бы отсечь от алтаря священников, и служителей церкви. В приведённых словах Киприана Карфагенского получило хорошее объяснение понятие «клир», нарисован тип клирика; здесь не опущена ни одна существенная черта явления. Последующие писатели точнее устанавливают вышеуказанную связь между наименованием «клир» и тем выражением из Нового Завета, которое указывало на призвание к апостольскому служению. Например, Иероним Стридонский говорит: «Клирики (clerici) так называются или потому, что принадлежат к жребию Господню (sorte), или потому, что сам Господь жребий (sors) т.е. достояние клириков». В подобном же роде рассуждают и другие писатели. Августину Блаженному название «клирик» прямо напоминает о жребии, которым было обусловлено избрание апостола Матфия. «Клирики, думаем, – говорит он, – так называются потому, что они избираются в церковные степени так же, как избран был по жребию (sorte) Матфий, поставленный апостолами». Начиная с конца II в. и в течение всего III в. понятие «клир» оставалось широким. Оно обнимало всех высших священнослужителей с включением епископа и церковнослужителей, например, иподиакона, чтеца, заклинателя. Впоследствии стало не так; подобную разницу исследователи находят уже в IV в.: когда государство становится христианским, клир занимает в нём определённое место. Правда, одни памятники поддерживают ещё традицию III в., но другие начинают уклоняться от неё. В первом отношении исследователи указывают на правила Антиохийского собора 341 г. и Василия Великого. В правиле 11 этого Собора записано: «Если какой епископ, или пресвитер или вообще кто-либо из клира осмелится» и т.д. Здесь под понятие «клир» подводятся все лица, служащие алтарю и церкви, как было и раньше. Подобное же есть и в правилах Василия Великого. Он пишет: «О состоящих в клире правила положены безразлично (т.е. одинаково).., находятся ли они в степени (подразумевается, – иерархической) или же проходят служение, не имеющее рукоположения». Из понятия о клире и здесь не исключается никто как из числа лиц, получивших, так и не получивших рукоположения.

 



 
PR-CY.ru