КЛИР - Страница 4

Иную тенденцию исследователи видят в других правилах того же IV в. В них не причисляются к клиру ни епископ, ни пресвитер, ни диакон: клириками стали называть одних церковнослужителей. В правиле 24 Лаодикийского собора (в конце IV в.) говорится: «Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона, а потом кому-либо из церковного чина (в значении клира) даже до иподиаконов или чтецов» и т.д. Или же: «Не следует лицам священным или клирикам быть волшебниками» (правило 36); «Лицам священным или клирикам не следует путешествовать без канонических грамот» (правило 41). На Западе, в рассматриваемое время, такое сокращение понятия о клире есть в правилах, по крайней мере, Карфагенских соборов. Например, как начинают выражаться эти правила: «Определено, чтобы когда пресвитеры и диаконы и прочие низшие клирики жалуются на суд своих епископов» и т.д. (правило 37). Здесь клириками именуются лица ниже диакона (очевидно, иподиаконы, чтецы и проч.). В том же смысле идёт речь и в правиле 40 этого Собора: «Определено, что если какие-либо клирики и диаконы будут непослушны епископам своим» и проч. Здесь диакон выделяется из клириков, а тем более лица высших церковных степеней. Такое представление о клире есть в приведённых правилах Лаодикийского и Карфагенских соборов, т.е. узкое и низменное. Однако исследователи замечают, что ни широкое, ни узкое понятие о клире не удержалось в последующем церковном словоупотреблении. Его заменило понятие, составляющее, так сказать, середину в отношении к прежним, т.е. такое, которое исключало епископа, главную составную часть его, и включало прочих членов клира. Впрочем, рядом с этим ещё более или менее продолжительное время (как бы в качестве пережитка) исследователи встречают представления о клире и в прежних формах. Понятие о клире в смысле совокупности всех иерархических и не иерархических лиц, служащих алтарю и церкви, больше всего встречалось в гражданских законодательных актах. Пример такого употребления слова «клир» подаёт Константин Великий, издавший в 313 г. закон, которым христианское духовенство освобождалось от общественных повинностей. Здесь «лица кафолической церкви, посвящающие своё служение святой вере», все без исключения названы «клириками», причём замечено, что эти лица и «обыкновенно называются клириками». В подобном же роде выражались и другие законодательные акты IV в. Лица, служащие алтарю и церкви, были законами освобождены от так называемых куриальных обязательств. В таких случаях они, как и в вышеприведённом законе Константина Великого, просто называются «клириками». Церковный историк Созомен, передавая сведения о распоряжениях Юлиана, направленных против христианской церкви, говорит, что он (Юлиан) «клириков лишил всех вольностей, почестей, отменил изданные касательно их законы».

 



 
PR-CY.ru