КЛИР - Страница 2

Когда стало делом обычным акт избрания лиц, посвящающих себя служению церкви, именовать «клиром», «жребием» (а это, несомненно, произошло раньше конца II в.), тогда совокупность этих лиц начали обозначать этим же самым именем (тем более что мысль о единстве епископского и вообще церковного служения с христианским апостольством в узком смысле и харизматическим служением I в. давали, как казалось, достаточные к тому основания). Во всяком случае, как у восточных, так и у западных писателей конца II в. и начала III в. исследователи встречают выражение «клир» в качестве специального обозначения лиц, посвящённых на служение алтарю и церкви. Климент Александрийский при одном случае говорит о поставлении апостолом Иоанном епископов и других священных лиц, причём применяясь к словоупотреблению своего времени. То же исследователи находят у Тертуллиана, у которого епископ не выделяется из клира, но поименовывается отдельно для большей выразительности мысли, которую ему нужно было высказать. По представлению Тертуллиана, в понятие «клир» входил и епископ; это видно из того, что при другом случае он весь персонал церковного предстоятельства обозначает словом «ordo» (в смысле муниципального начальства, сената, заправлявшего делами провинциальных городов), а остальной народ называется «plebs». И такое деление церкви на два неравноправные части – «клир» («ordo») и «миряне» («plebs») – представляется у него основанным на неоспоримом авторитете («differentiam inter ordinem at plebem constituit ecclesiae auctoritas»). Исследователи вообще не сомневаются в том, что чем больше церковный персонал выделялся из класса мирян и возвышался над ним, тем точнее и явственнее образовалось состояние, получившее название «клир». Оно стало почётным наименованием лучшей, «избранной» части церковного общества. Что такое клирик по сравнению с мирянином, – это вполне определилось к средине III в.; в это время очень ясно проводится разграничительная черта между клиром и простыми верующими. Киприан Карфагенский писал: «Каждый, удостоившийся Божия священства и постановленный на служение церкви, должен служить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями. Не должны связываться мирскими узами и хлопотами те, которые, занимаясь делами Божьими и духовными, не могут оставлять церкви для занятия земными мирскими делами». Этот образ чиноположения и обязанности прежде в законе соблюдали левиты: в то время как одиннадцать колен разделили страну и брали в ней участки, – колено Левиино, предназначенное для занятий при храме, алтаре и божественных службах, не должно было участвовать в атом разделе; но, предоставляя другим возделывание земли, оно должно было служить только Богу, на пищу же и одежду получать от одиннадцати колен десятину от плодов, производимых землёй.

 



 
PR-CY.ru